Вчера единороссы подвергли жесткой критике Алексея Кудрина, обвинив его в политическом цинизме. 10 октября на форуме «Цели развития тысячелетия в Восточной Европе и Центральной Азии» бывший глава Минфина вновь заявил о своих расхождениях во взглядах с президентом Дмитрием Медведевым. «Увеличение военных расходов в России создает угрозу для увеличения и поддержки программ в области здравоохранения и образования», – заявил Кудрин.
Первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев вчера подчеркнул, что в бытность Кудрина министром финансов глава ведомства был «одним из главных тормозов по поводу наращивания расходов на образование и здравоохранение».
«Помню, как, работая в комитете по труду и социальной политике, я вместе с моими коллегами по фракции регулярно дебатировал и спорил с Кудриным, который фактически выступал оппонентом и национальной программы «Здоровье», и программы модернизации здравоохранения. И каждый раз сетовал на то, что это – увеличение бюджетных расходов, против которых он и выступал», – сказал Исаев. Он подчеркнул, что Кудрин, «исходя из политической целесообразности, превратился из Савла в Павла», а также выразил уверенность, что «эти крокодиловы слезы мало кого убедят».
Действительно, если посмотреть на постоянно идущие споры вокруг бюджетных расходов, выяснится, что Кудрин выступал в них отнюдь не сторонником увеличения трат на образование и здравоохранение.
Так, летом 2005 года, когда разрабатывались планы реализации приоритетных национальных проектов, а также утверждался трехлетний финансовый план, параметры социально-экономического развития на 2006–2008 годы и трехлетний же бюджет, Кудрин, выступая 15 июня на заседании правительства, был категорически против увеличения параметров расходов бюджета 2006 года, подчеркнув, что «параметры бюджета заданы предельные». Однако усилия министра тогда не увенчались успехом, и нацпроекты, которые курировал Медведев, были в итоге реализованы.
Кстати, в результате продолжительность жизни в стране увеличилась за время реализации ПНП «Здоровье» на четыре года, достигнув 69 лет (максимальный уровень в СССР был зафиксирован в 1990 году – 69,2 лет). На 200 тыс. детей в год выросла рождаемость (благодаря родовым сертификатам и материнскому капиталу). На 60 тыс. человек в год снизилась смертность. По проекту «Образование» финансирование возросло с 2006 года вдвое – с 212 до 400 млрд. руб. Все школы подключены к Интернету, закуплены 10 тыс. автобусов, проведен капремонт в большинстве школ. Консолидированный бюджет образования в 2011 году превышает 2 трлн. руб.
Кудрин и после выступал против президентских программ, направленных на увеличение расходов на образование и здравоохранение. Так, в 2008 году он сетовал: «Мы зажаты нашей реальной перспективой в очень серьезные тиски... Получается, что одновременно идет обсуждение увеличения расходов на образование, здравоохранение, пенсионную систему и обсуждение снижения налогов, как будто в разных мирах живем». Отметим, что в это время президент Медведев вышел с инициативой о принятии и реализации проекта «Наша новая школа», который позволил бы существенно улучшить среднее образование в России. Проект «Наша новая школа» должен был начать реализовываться с 2011 года. Однако многие его положения остались без финансирования со стороны Министерства финансов.
Год назад, 15 октября 2010 года, Кудрин на заседании фракции «Единая Россия» при обсуждении проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на период до 2013 года» сопротивлялся росту финансирования образования и здравоохранения. В выступлениях единороссов тогда постоянно звучали упреки к Минфину о препятствовании реализации образовательных программ, а председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин прямо заявлял: «Недостаточным является финансирование национальной инициативы «Наша новая школа»... Так, проект бюджета не предполагает финансирования предусмотренных законодательством льгот по коммунальным платежам для сельских педагогов, а цена вопроса – 2,5 миллиарда рублей».
Исаев особенно подчеркнул, что «последние заявления Кудрина против позиции президента по бюджетным расходам малоубедительны и представляют собой верх политического цинизма». Показательно, что «о своем желании направить больше средств на нужды здравоохранения и образования бывший глава Минфина заявил только после своей отставки», – подметил единоросс.
Говоря о возможной угрозе сокращения бюджетных расходов на образование и здравоохранение в связи с затратами на военную сферу, экс-министр финансов Алексей Кудрин занимает позицию популиста, а «Единая Россия», оппонируя ему, действует логично. Такую точку зрения выразил директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
«Последние заявления Кудрина показывают, что его расхождения с президентом и премьером намного глубже, чем это казалось раньше, – отметил эксперт. – Он настаивает на уменьшении оборонного бюджета, хотя от модернизации армии и оборонной промышленности зависит национальный суверенитет России».
По мнению Орлова, экс-глава Минфина сознательно противопоставляет необходимые стране расходы на модернизацию Вооруженных сил и на военную реформу расходам на здравоохранение и образование. «Такого рода манипуляции несвойственны для ответственных политиков, – подчеркнул он. – Это позиция популиста, которую неожиданно занял бывший министр финансов».
«Я думаю, что уход Кудрина со всех постов после его заявлений закономерен и логичен. Неслучайные заявления бывшего министра финансов повлекли за собой также неслучайную реакцию правящего тандема.
«Единая Россия» поступает логично, жестко отвечая Кудрину. Тем более сейчас, когда Медведев во главе списка правящей партии, они должны демонстрировать единство c главой государства», – заключил Орлов.