То, что в России коррупция проникает буквально во многие сферы деловой жизни, известно давно. По данным общественной организации Transparency International, Россия по уровню коррупции находится на 154-м месте, уступая таким странам, как Папуа – Новая Гвинея, Центрально-Африканская республика и Гаити. Одной из основных коррупционных сфер являются госзакупки. Недавние скандалы с приобретением томографов для медицинских целей наглядно показали, что именно здесь кроются возможности для мошенничества. Тем более важно налаживание системной борьбы с этим явлением. Ясно, что пример в этом отношении должны показать крупные корпорации, оперирующие на всей территории страны. Добровольно вскрытая на днях госкорпорацией «Росатом» информация претендует на то, чтобы стать примером для деятельности многих российских госструктур и корпораций.
С 2008 по 2011 год в Росатоме создана многоуровневая система противодействия коррупции, которая включает в себя внутренний контроль и аудит, контроль за соблюдением единого стандарта закупок и арбитраж, а также мероприятия по профилактике и предотвращению экономических преступлений. Об этом говорилось в докладе начальника управления защиты активов госкорпорации «Росатом», генерал-лейтенанта милиции Виктора Братанова, представленном на недавнем заседании наблюдательного совета Росатома.
Именно в сфере закупок госкорпорации произошли существенные изменения: к июлю 2011 года единый отраслевой стандарт внедрен на 278 предприятиях отрасли (91% от общего числа, до конца года планируется внедрение на 305 предприятиях). Ключевыми элементами системы закупок Росатома являются публикация конкурсной документации в открытом доступе в Интернете, а также публикация годовой программы закупок, что позволяет поставщикам лучше планировать свою деятельность.
Достигнутая экономия от внедрения прозрачной системы закупок в 2010 году составила 19,7 млрд. руб., а за первое полугодие 2011 года – 11,6 млрд. руб. При этом количество открытых конкурентных процедур выросло с 2103 в 2009 году до 34 879 в 2011 году.
Если в 2007 году было проведено всего 32 внутриотраслевые проверки, то в этом году уже 274.
При этом обратной стороной борьбы с коррупцией являются, как ни странно, репутационные риски для самих инициаторов внутренних чисток. 48 привлеченных к ответственности руководителей предприятий госкорпорации и 12 уволенных директоров предприятий за указанный промежуток времени воспринимаются общественностью неоднозначно. Передача материалов по итогам контрольных и проверочных мероприятий в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел (12) также становится чувствительной информацией для общественного мнения. Атомщики, что называется, вызывают огонь на себя. Но, как отмечает Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов», «открытость ГК «Росатом» в борьбе с коррупцией, безусловно, правильный шаг со стороны госкорпорации. Открытость и создание внутри компании систем противодействия коррупции, как показывает зарубежная практика, являются достаточно эффективными шагами. С одной стороны, это позволяет привлечь внимание общества к этой проблеме, показать, что с ней можно бороться (в эффективности такой борьбы многие россияне в последние годы разочаровались), с другой – сам факт общественной огласки является дополнительным стимулом для менеджеров госкорпорации «оставаться в рамках» и не лоббировать собственные интересы в ущерб компании».
Не случайно, что по итогам обсуждения доклада первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель наблюдательного совета Росатома Игорь Шувалов высказался в поддержку открытого представления результатов борьбы с коррупцией обществу, несмотря на возникающие репутационные риски: «Это важно, что железным правилом в Росатоме является не укрывательство и не защита чести мундира, а выявление нарушений и представление обществу таких сведений. То, что в Росатоме вы не скрываете информацию о выявленных нарушениях, передаете материалы в правоохранительные органы, а также делаете это достоянием общественности, правильно, именно так и следует продолжать эту важную работу», – резюмировал итоги наблюдательного совета Игорь Шувалов.