Глава ЦБ Сергей Игнатьев пока не знает, куда уходят рубли и доллары.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Пока эксперты спорят о вероятности наступления второй волны мирового кризиса, российские банкиры вовсю к ней готовятся. Спрос на депозитных аукционах Минфина, предлагающего временно свободные бюджетные средства, сегодня почти в два раза превышает предложение, хотя еще в апреле–мае ведомство было вынуждено отменять эти аукционы из-за недостатка желающих. Тем временем Центробанк только в сентябре выбросил на рынок 8 млрд. долл., безуспешно пытаясь удержать курс рубля от резкого падения. Часть экспертов считает такую ситуацию ненормальной – одно ведомство дает рубли, которые потом перетекают на валютный рынок, а другое в это же время вбрасывает валюту.
«Центробанк в сентябре продал на валютном рынке 8 миллиардов рублей», – сообщил председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев. При этом только во вторник, 4 октября, банк продал свыше 1 млрд. «Вчера продали 1,15 миллиарда долларов – больше, чем обычно», – уточнил он. Между тем курс рубля за последнее время уверенно продолжил свое падение, невзирая на интервенции со стороны ЦБ.
В этой связи выглядит примечательным тот факт, что спрос со стороны банков на депозитном аукционе Минфина РФ в тот же вторник превысил предложение в 1,8 раза: при лимите в 105 млрд. руб. составил 187,81 млрд. руб. – порядка 6 млрд. долл. Средства предоставляются сроком на три месяца по средневзвешенной ставке в 7,34% годовых. Дата внесения депозитов – 5 октября 2011 года, возврата – 18 января 2012 года.
При этом еще недавно Минфин вынужден был отменять свои аукционы из-за недостатка желающих, хотя условия были куда более привлекательными: минимальная ставка – 4,25% годовых, средневзвешенная – 4,65%. Подобное развитие событий, впрочем, уже прогнозировалось. В частности, первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев в середине сентября заявлял, что Центробанк ожидает в сентябре–октябре дальнейшего снижения ликвидности в банковском секторе. Вместе с тем признаков системного дефицита ликвидности в ЦБ пока не видят.
Комментируя ситуацию, опрошенные «НГ» эксперты разошлись во мнениях. Директор департамента финансово-экономической экспертизы компании 2trade.ru Дмитрий Пушкарев отмечает, что подобная ситуация складывалась и в 2008 году. «Часть средств, которые получают банки, идет на валютный и фондовый рынки, – поясняет он. – Деньги оседают у банкиров, которые вместо инвестирования средств занимаются игрой на рынках». При этом налицо ведомственный разнобой. «Минфину, для того чтобы покрыть дефицит бюджета, нужен слабый рубль, тогда как у Центробанка задача – поддерживать курс рубля в рамках валютного коридора, – говорит Пушкарев. – Конечно, ситуация ненормальная – поскольку деньги тратятся практически впустую. Проще было бы опустить рубль до уровня в 34–35 рублей за доллар и на этом успокоиться. К тому же все эти спекуляции Центробанк может прекратить буквально за считанные дни, повысив ставку рефинансирования».
Минфин и Центробанк соревнуются в щедрости выделения средств. Фото ИТАР-ТАСС |
В то же время аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин считает, что объем «временно свободных средств бюджета», которые предлагает Минфин, в ближайшее время сократится, учитывая, что к концу года бюджетные расходы традиционно увеличиваются. «Минфин стремится поддержать ликвидность в банковской системе, не допустить возникновения кризиса ликвидности и существенного роста ставок, – говорит он. – ЦБ выполняет свою задачу по сглаживанию колебаний курса.
На мой взгляд, в настоящий момент противоречия тут нет. Возможно, какая-то часть средств и идет на спекуляции на валютном рынке, но в текущей ситуации против ЦБ играть довольно рискованно. Силы явно неравные».
Консультант департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Андрей Чернявский, в свою очередь, отмечает, что резкий спрос на бюджетные деньги Минфина объясняется несколькими причинами. «Во-первых, наступает новый налоговый период, и банкам нужны деньги на выплату страховых взносов. Во-вторых, спрос во многом обусловлен активностью ВТБ после консолидации 80% акций проблемного Банка Москвы. В-третьих, на мировых рынках сохраняется нестабильность, поэтому банки подстраховываются на случай неблагоприятного развития ситуации, а занять у Минфина в конце года будет нельзя, так как свободных средств у него не останется из-за традиционного предновогоднего роста бюджетных расходов, – перечисляет эксперт. – Причина, что банки пытаются заработать в периоды нестабильности на валютном рынке, тоже имеет место быть. Поэтому какая-то часть тех средств, которые банки берут у Минфина и ЦБ, действительно идет на покупку валюты».