В бюджете не хватает денег на полноценное лечение граждан.
Фото ИТАР-ТАСС
Пока государство воспринимает здравоохранение как черную дотационную дыру, достичь высоких показателей уровня жизни в России будет невозможно. Об этом предупредили вчера руководители социальных фондов и эксперты здравоохранения. Они уверены: в стране фактически нарушаются конституционные права граждан на бесплатную медицинскую помощь. Российский бюджет уже сегодня не в состоянии профинансировать в полной мере свои социальные обязательства перед пациентами.
Российские власти планируют к 2020 году увеличить ожидаемую продолжительность жизни граждан примерно с 68 лет до 73 лет и сократить общий коэффициент смертности – число умерших на одну тысячу населения – с 14 до 11 случаев.
Об этом вчера напомнила член комиссии по разработке «Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения РФ до 2020 года» Гузель Улумбекова. Однако из воздуха такие показатели не рождаются – для их достижения необходимо интенсивное развитие здравоохранения и формирование в стране системы бесплатного лекарственного обеспечения граждан. Государство же, судя по мнению экспертов, от финансирования здравоохранения постепенно открещивается.
Улумбекова сообщила, что в РФ на бесплатные лекарства имеют право 3,5% населения, или около 5 млн. человек. Это преимущественно инвалиды, многие из которых нередко отказываются от лекарств в пользу денежного эквивалента. Затраты общественных источников – бюджета и фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) – на бесплатные лекарства для льготников составляют в России 0,25% ВВП, или 100 млрд. руб. в год. Для сравнения: в большинстве стран Евросоюза льготное лекарственное обеспечение касается всего населения, а не отдельно взятых категорий. Из общественных источников субсидируется около 60% расходов граждан на лекарства в амбулаторных условиях. «Государство покрывает пациенту большую часть стоимости выписанного врачом лекарства», – обращает внимание Улумбекова. Остальные 40% население платит из собственного кармана или из средств добровольного медстрахования, как, например, во Франции. Социально незащищенные слои населения от необходимости доплаты освобождаются полностью. Большинство развитых стран тратит на лекарственное обеспечение 0,9% ВВП. По паритету покупательной способности на душу населения в год получается, что страны Евросоюза тратят на лекарства для граждан в 5 раз больше, чем Россия.
Эффективность и оправданность затрат налицо, говорит Улумбекова: за 20 лет в развитых странах смертность от болезней системы кровообращения снизилась в 1,7 раза – с 400 до 232 случаев на 100 тыс. населения. В России же от болезней системы кровообращения умирает ежегодно более 1 млн. человек, и 30% из них – граждане трудоспособного возраста, которых можно было вылечить. Бесплатное лекарственное обеспечение в РФ особенно актуально в связи с тем, что «55% населения (по данным за 2010 год) проживают на доходы менее 15 тысяч рублей в месяц», указывает эксперт.
Специалисты делают вывод: в России фактически нарушается конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь. И происходит это даже не столько из-за злого умысла, а от неизбежности. «Давайте не будем себя обманывать. Если сегодня финансировать все виды медицинской помощи в соответствии с Конституцией РФ, то бюджет здравоохранения станет таким, каким в принципе быть не может. В стране нет на это денег, – сказал директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. – Мы только раз честно признались, что государство не может выполнять льготные обязательства, которые на себя взяло. В 2004 году был принят закон о монетизации льгот. Обязательства государства составляли полтора годовых бюджета страны. То же самое, к сожалению, происходит сейчас и с медицинскими услугами».
Крестинский продолжает: первые лица страны декларируют социальную ответственность государства, и в то же самое время проект федерального бюджета на 2012–2014 годы предполагает сокращение расходов на сферу здравоохранения примерно с 1% ВВП сейчас до 0,6% ВВП в 2014 году. На проблему недофинансирования и несбалансированности здравоохранения указал также член экспертного совета по здравоохранению Федеральной антимонопольной службы Давид Мелик-Гусейнов. По его данным, здравоохранение РФ недофинансировано в 2,5–3 раза.
По мнению специалистов, основная проблема кроется в том, что чиновники до сих пор воспринимают здравоохранение как дотационную, а не инвестиционную отрасль. Для них это черная дыра, неизбежная социальная повинность государства. Такой подход не способствует росту эффективности затрат на медицину. Выделяемые бюджетом средства часто расходуются не оптимально и не на те сферы, финансирование которых первоочередно. Поэтому нужно менять саму концепцию здравоохранения, считают эксперты. Надо признать, что здравоохранение для государства – инвестиционная отрасль. То есть, вкладывая деньги в лекарственное обеспечение и медицину, государство не выбрасывает их на ветер, а инвестирует в будущее экономики, в рост численности здорового трудоспособного населения. Ведь важно увеличить не просто продолжительность жизни граждан, замечает Крестинский, а продолжительность здоровой и «качественной» жизни.
Мнения экспертов о том, откуда государству брать средства, разделились. Крестинский уверен, что большие перспективы сулит федеральный закон 83-ФЗ об изменении правового статуса госучреждений. Перевод некоторых учреждений на рыночную систему самофинансирования может привлечь в отрасль новые инвестиции. Еще один инструмент финансирования – государственно-частное партнерство. Улумбекова, в свою очередь, считает, что источником финансирования должны стать повышение акцизов на алкоголь, табак и введение налога на роскошь.