Президенты Белоруссии, Казахстана и России продвигаются к более тесному объединению экономик.
Фото с сайта президента РФ
Премьер Владимир Путин выступил вчера в газете «Известия» со статьей-манифестом о «будущем, которое рождается сегодня», – о новом интеграционном проекте Евразии. Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Евразийский союз простимулируют государства к борьбе за предпринимателя. Эксперты увидели в манифесте Путина демонстрацию силы хотя бы на словах: он утер нос тонущему Евросоюзу и поманил к себе Украину. Однако за красивыми обещаниями не следует реального улучшения делового климата. «Много слов, мало дела», – говорят эксперты.
В 2012 году стартует Единое экономическое пространство РФ, Белоруссии и Казахстана. Это, по словам премьера, «без преувеличения историческая веха». В период мирового кризиса интеграционные процессы получили дополнительный импульс, уверен Путин. Интеграция должна стать привлекательным для бизнеса и граждан, устойчивым и долгосрочным проектом, не зависящим от перепадов текущей политической и иной конъюнктуры.
Единое экономическое пространство – «колоссальный рынок с более чем 165 млн. потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы». ЕЭП, пообещал Путин, будет «базироваться на согласованных действиях... в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем – и на единой визовой и миграционной политике». Начнется настоящая «конкуренция юрисдикций», борьба за предпринимателя. Национальные бюрократические системы займутся совершенствованием административных процедур и улучшением делового и инвестиционного климата – и все во благо бизнеса и интеграционного светлого будущего.
Следующий шаг – формирование Евразийского экономического союза за счет расширения списка стран-участниц. К союзу примкнут Киргизия и Таджикистан. Это вовсе не стремление воссоздать СССР, предостерегает от неверной трактовки Путин. «Это веление времени». Россия учтет опыт СНГ, Евросоюза и «творчески применит» опыт Шенгенских соглашений.
Также Путин обратился к скептически настроенным соседям России, не называя их напрямую, но давая им понять, с кем лучше водить дружбу: «Некоторые наши соседи объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору. Считаю, что это ложная развилка. Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов». Вхождение в Евразийский союз выгодно не только экономически, но и геополитически: «Оно позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу».
С точки зрения здравого смысла выступление Путина было несвоевременным, считают опрошенные «НГ» эксперты. Говорить об интеграции на фоне тех потрясений, которые переживает сейчас Евросоюз, как минимум странно. Значит, делают вывод эксперты, Путин преследует в манифесте не экономические, а политические цели. «Евросоюз объединяет гораздо более институционально продвинутые в рыночном отношении страны. Несмотря на это, он сейчас испытывает серьезнейший кризис, который неизвестно чем кончится. Такое впечатление, что высказывания Путина сделаны в пику Западу. Прослеживается стремление утереть нос Евросоюзу. То есть политика превалирует над экономикой», – комментирует директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что главным адресатом статьи премьера является Киев, в котором назревает дискуссия о плюсах и минусах сближения с Евросоюзом. Премьер постарался представить будущий Евразийский союз в максимально привлекательном виде – как альтернативу Евросоюзу или Китаю. Отсюда – обещания позаботиться о бизнесе, инвестиционном климате, развитии конкуренции, законности, свободе и демократии по европейским стандартам.
Манифест Путина – это демонстрация силы хотя бы на словах. Ведь кроме слов, по сути, у российской власти никаких других инструментов нет. «Много слов, мало дела», – так охарактеризовали наблюдатели текущую ситуацию. Возникает вполне логичный вопрос: почему развитием конкуренции, заботой о бизнесе не занимались ранее, почему об этом постоянно говорят, но ничего не делают?
«Созданием новых надгосударственных образований проблемы не решить. Мы это уже много раз проходили – СНГ, Союз с Белоруссией, ЕврАзЭС. Каких-то прорывов после создания этих организаций не произошло», – замечает аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин. «Чиновники доминируют в российской экономике гораздо сильнее, чем даже в Китае. В России государственная власть слишком сильно связана с бизнесом и с собственностью, что неизбежно создает препятствия для развития экономики», – добавляет Макаркин.
При этом в России пока нет никаких признаков того, что власти готовы пересмотреть принципы своей экономической политики в пользу европейских стандартов. «Тезис о том, что объединенные страны будут конкурировать за более привлекательную для бизнеса юрисдикцию, не соответствует действительности, – считает Николаев. – Конкретный пример – то, что происходило в России со ставкой страховых взносов. То поднимая, то понижая ее, власти простимулировали уход российского бизнеса под чужую юрисдикцию – в тот же самый Казахстан. И не видно, чтобы бегство бизнесменов заставило вдруг наше правительство как-то скорректировать собственную позицию. Премьер говорит, что ввиду конкуренции национальные правительства начнут улучшать деловой климат. Но пока происходит с точностью до наоборот». «Похоже, в новом Евразийском союзе конкуренция будет построена по-русски, а демократия – по-белорусски», – иронизирует Макаркин. Не сулит, по мнению Николаева, ничего хорошего и перспектива присоединения к союзу Киргизии и Таджикистана: «И так проблем хватает. Как пример – последние экономические потрясения в Белоруссии. Если же присоединить еще Таджикистан и Киргизию, тогда у нас серьезные проблемы возникнут даже быстрее, чем у ЕС с Грецией».
Однако часть экспертов отнеслись к идее интеграции не столь критически. «Создание Евразийского союза сделает регион более защищенным и устойчивым к возможным финансовым и политическим проблемам», – полагает руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов. «Структуры, подобные Таможенному и Евразийскому союзу, лишь создают нормативно-правовую базу для объективно назревшей и в значительной мере уже существующей интеграции. Для России и ее соседей объединение – единственный шанс на некоторую долю экономической самостоятельности хотя бы в пределах внутреннего рынка», – считает гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. Есть, по его мнению, позитивный момент и в присоединении Таджикистана и Киргизии: «С их официальным вступлением в союз появятся реальные рычаги для наведения порядка с южной границей». Хотя эксперт не отрицает и некоторых проблем – тех самых, с которыми столкнулись страны Шенгенской зоны, когда то или иное государство оказывается «проходным двором» для внешних мигрантов.