0
2438
Газета Экономика Интернет-версия

04.10.2011 00:00:00

За трамвайный ГЛОНАСС заплатят пассажиры

Тэги: глонасс, транспорт


глонасс, транспорт Вице-премьер Сергей Иванов осваивает отечественные навигационные технологии.
Фото PhotoXPress.ru

Вчера Россия успешно вывела на орбиту спутник «ГЛОНАСС-М» и увеличила численность группировки до 28 спутников, что обеспечивает устойчивую работу навигационной системы по всему миру. Одновременно правительство озаботилось «трудоустройством» отечественной системы. С июля 2012 года все автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси должны быть оборудованы приборами ГЛОНАСС. Экспертов удивила высокая цена оборудования ГЛОНАСС, цены на которое в отдельных случаях могут достигать 100 тыс. руб. Эти затраты компании-перевозчики вынуждены будут компенсировать за счет пассажиров.

Как известно, ГЛОНАСС – чрезвычайно дорогое удовольствие для российского бюджета. Не так давно Роскосмос запросил у правительства 462 млрд. руб. на реализацию программы по развитию системы ГЛОНАСС.

Программа рассчитана на девять лет и стартует в 2012 году. Бюджет предыдущей программы, рассчитанной до конца 2011 года, составил 140 млрд. руб. В этой связи принципиальное значение имеет возврат в казну госинвестиций, запущенных в космос.

Именно этим продиктовано решение правительства в обязательном порядке оборудовать весь общественный транспорт, рассчитанный для перевозки более восьми пассажиров, оборудованием ГЛОНАСС. С 1 июля будущего года отсутствие ГЛОНАСС будет считаться грубым нарушением лицензионных требований. Предполагается, что оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS сделает перевозки более безопасными, поможет наладить контроль за маршрутами движения пассажирского транспорта, чтобы соблюдался график.

История ГЛОНАСС давняя и не всегда безоблачная. Первый спутник был выведен на орбиту в 1982 году, но лишь через 11 лет система начала официально работать, причем она изначально позиционировалась как конкурент американской GPS. Сейчас развитием проекта ГЛОНАСС занимаются Роскосмос и ОАО «Российские космические системы».

В настоящий момент в составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС насчитывается 28 спутников. Для обеспечения непрерывного навигационного сигнала на всей территории России необходимо как минимум 18 работающих спутников, в глобальном масштабе – 24. Эксперты считают, что без господдержки этот проект давно бы провалился. Однако правительство активно продвигает ГЛОНАСС, пытаясь потеснить GPS как на внутреннем рынке, так и на международном. За использованием технологий ГЛОНАСС на транспорте внимательно следят премьер Владимир Путин и вице-премьер Сергей Иванов. Только в 2011 году на создание в Москве и Санкт-Петербурге технологических центров для производства электронно-компонентной базы приемников ГЛОНАСС из федерального бюджета выделено до 10 млрд. руб.

Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников недоумевает по поводу стоимости приборов ГЛОНАСС. Если приемник GPS можно купить в магазине за 50–70 долл., то почему минимальная цена российского аналога как минимум в 10 раз выше. «Складывается впечатление, что в этой цене закладываются все неудачные пуски спутников ГЛОНАСС», – говорит Свешников.

Он признался, что не понимает, как быть крупным компаниям, специализирующимся на перевозках пассажиров, которые лет пять-шесть назад потратили миллионы рублей на создание собственных систем контроля движения транспортных средств и пассажиропотока. Теперь им, чтобы не лишиться лицензии, придется вкладываться еще и в ГЛОНАСС. Цена вопроса достаточно высока – в Москве без малого 13 тыс. автобусов, троллейбусов и трамваев. Несложно посчитать, что для оборудования их самыми бюджетными приборами ГЛОНАСС потребуется примерно 200 млн. руб. Плюс к этому компании должны будут разрабатывать или приобретать программное обеспечение, закупать базовые станции, нанимать дополнительный персонал.

Само по себе оборудование спутниковой навигацией транспортных средств будет эффективно, если в мегаполисе будет создана так называемая интеллектуальная транспортная система с функцией не только мониторинга, но и диспетчеризации движения общественного транспорта. На ее создание в столичном бюджете закладывается 7–8 млрд. руб. Еще одна статья расходов для перевозчиков – оплата передачи данных о местонахождении автобуса или троллейбуса. Для этого потребуются либо выделенные радиочастоты (стоимость этой услуги – около 60 долл. в месяц с каждого транспортного средства), либо передача данных по каналам сотовых операторов. Все эти расходы неизбежно отразятся на цене проезда в общественном транспорте. «Любые обременения на перевозчика перекладываются на пассажиров», – отметил Свешников.

С такими оценками не согласен гендиректор НИЦ ГЛОНАСС Александр Гурко. В его понимании внедрение отечественной системы глобального позиционирования на общественном транспорте сделает его более эффективным и безопасным. Стоимость оборудования зависит от его функционала. Для маршрутного такси – не более 15 тыс. руб., а для автобусов, рассчитанных на перевозку большого количества пассажиров, цена может составить и 100 тыс. руб. Этот прибор будет показывать не только местоположение транспортного средства в городе, но и иметь тревожную кнопку, обладать способностью вести учет перевозимых пассажиров и т.д. По словам Гурко, из-за жестких условий эксплуатации менять приборы ГЛОНАСС придется каждые два-три года. Впрочем, производители утверждают, что они рассчитаны на 5–10 лет. Причем происходить это будет в автоматическом режиме. Стоимость трафика не превысит 150 руб. в месяц.

В Москве интеллектуальная транспортная система, основанная на ГЛОНАСС, должна появиться до конца текущего года. При этом, отметил Гурко, столица в этом вопросе отстает от регионов. Общественный транспорт в более 100 российских городах уже осуществил переход на эти принципы работы. Это около 500 тыс. автобусов и троллейбусов, почти треть от всего парка. Экономия только на горюче-смазочных материалах достигает 20–30%, подчеркнул эксперт. Таким образом, года за три все издержки на оборудование ГЛОНАСС компенсируются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1238
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
1993
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1240
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1299

Другие новости