Глава Минэнерго Турции Танер Йылдыз напомнил вице-премьеру Игорю Сечину о своих требованиях.
Фото ИТАР-ТАСС
Осада «Газпрома», начатая во вторник внезапными проверками его дочерних компаний по всей Европе, со стороны Еврокомиссии вчера получила новых бойцов. Министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что Анкара может не продлить подписанное 25 лет назад и действующее газовое соглашение с Россией, если в Москве не пересмотрят цену на газ. Как отмечают эксперты, момент для новой атаки со стороны Анкары выбран идеальный.
«Если от России поступит устраивающий нас ответ на направленное ей предложение по вопросам цены на газ, мы его оценим. Если его не будет, мы как государство не сможем его (соглашение. – «НГ») продлить и отдадим это дело в руки частного сектора, который и будет вести торги», – сказал турецкий министр в опубликованном вчера интервью газете «Бугюн».
При этом он отметил, что, если соглашение с Россией не будет продлено, Стамбул не будет испытывать проблем с обеспечением природным газом. Основные объемы газа, поступающие в Турцию по западному маршруту, используются для нужд северо-запада страны, прежде всего 15-миллионного Стамбула.
В то же время «Газпром экспорт» пока не получил от турецкого партнера – компании Botas – информацию о том, какова его позиция по продлению контракта. Именно Botas, а не министерство, является контрактной стороной, с которой «Газпром экспорт» ведет переговоры, заявил неназванный представитель компании.
Отметим, что Турция является вторым после Украины по объемам поставок импортером российских углеводородных ресурсов. Первое соглашение о поставках российского природного газа в Турцию было подписано в 1986 году по так называемому западному маршруту – через Украину, Румынию и Болгарию – в ежегодных объемах 6 млрд. кубометров. Срок его действия истекает в декабре нынешнего года.
Впоследствии с Турцией было подписано соглашение о поставках российского газа по трансчерноморскому газопроводу «Голубой поток».
На 2010 год контрактами были запланированы поставки в Турцию 30 млрд. кубометров российского газа – 14 млрд. по западному коридору и 16 млрд. по «Голубому потоку». При этом с учетом влияния последствий кризиса на экономику Турции были определены минимальные объемы закупок турецкой стороной газа, а также предусмотрено право турецкой компании Botas сокращать отбор топлива, поступающего по морскому газопроводу, до 75%. Причем без санкций со стороны «Газпрома». В результате Турция закупила только 18,01 млрд. кубометров.
Споры по поводу цен тянутся на протяжении как минимум последних трех лет. В 2009 году, после подписания межправительственного протокола о сотрудничестве в газовой сфере между Россией и Турцией, турецкие СМИ писали, что на его основании Турция может добиться более выгодных условий поставок российского газа.
В феврале 2010 года вице-премьер РФ Игорь Сечин заявлял, что возможность снижения цен на газ для Турции обсуждается.
В середине марта текущего года уже президент РФ Дмитрий Медведев заявил о том, что Россия готова пойти на корректировку стоимости поставляемого Турции газа, однако уступки должны быть взаимными. «Эти цены в большей степени базируются на принципе take or pay («бери или плати») как ключевом принципе сотрудничества. И мы, конечно, планируем придерживаться существующего подхода, – отметил он, отвечая на вопросы журналистов по итогам переговоров с премьер-министром Турции. – Но, с другой стороны, мы неоднократно говорили, что в ряде случае готовы рассматривать различные подходы, откликаться на какие-то предложения с учетом рыночной конъюнктуры, но этот процесс должен быть взаимным».
По мнению аналитиков, официальная Анкара выбрала очень удачное время для удара по «Газпрому», учитывая недавние обыски в его европейских дочерних компаниях, устроенных Еврокомиссией. Турция убивает сразу двух зайцев – помогает Евросоюзу, ослабляя монополиста, и выторговывает себе преференции. «Идет удачная игра на проблемах «Газпрома», – считает руководитель отдела инвестанализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – В стратегическом плане Турции от российских поставок нет никакого смысла. Зато есть вполне реальная возможность получить либо ценовую скидку, либо добиться разрешения реэкспортировать российский газ».
Совпадение обысков в газпромовских «дочках» и демарша Турции эксперты считают далеко не случайным. Однако каких согласованных целей добиваются Анкара и Брюссель – отказ от «Южного потока», отступление «Газпрома» с розничных рынков или публичный отказ от условий долгосрочных контрактов – эксперты гадать пока не решаются.
«Пока ЕК испытывает большие проблемы со строительством единого базового рынка газа в Европе. Далеко не все страны Европы готовы самостоятельно добиваться от поставщиков газа выполнения общих требований ЕК к конкуренции. Поэтому ЕК и вынуждена действовать самостоятельно – организуя неанонсированные проверки», – говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, европейские чиновники недовольны тем, что газпромовские цены фактически зависят от уровня сотрудничества с соседними странами. Вместо индивидуального подхода к назначению цен еврочиновники добиваются открытой ценовой конкуренции. Сейчас на европейском рынке обостряется конкуренция поставщиков, поскольку общий спрос на газ в Европе почти не растет. При этом цены на спотовом рынке газа в Европе почти на 30% выше, чем цены по долгосрочным контрактам, которые платит Германия «Газпрому», – говорит аналитик. Сегодня доля спотового рынка составляет около 15–17%, и он является очень важным ценовым фактором.
Претензии европейских импортеров, обыски Еврокомиссии и шантаж Турции Нестеров считает элементами хаотичной, неорганизованной кампании. Но общее нарастание претензий вызывает серьезное беспокойство. «Газпром» все больше напоминает осажденную крепость, говорит аналитик.