На улучшение жизни российские педагоги пока не надеются.
Фото PhotoXPress.ru
Учителя разочарованы тем, как реализовано обещание премьера Владимира Путина увеличить фонд оплаты их труда на 30% с 1 сентября. Вчера они провели в Москве пресс-конференцию «Тридцатипроцентное повышение зарплат педагогам: мифы и реальность», на которой объявили об акциях протестов с 5 по 7 октября. Для регионального учителя, получающего чуть более 7 тыс. руб. в месяц, и удвоение зарплаты радости не принесет. К тому же и более скромной прибавки многие не дождутся – из-за чиновничье-регионального разнообразия в подходах к повышению зарплат.
«Наш профсоюз считает, что никакие – 30-, 40- и даже 100-процентные – повышения не решают материальных проблем педагогов, – отметил член совета Межрегионального профсоюза работников образования (МПРО) «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Напомним, что надежды педагогам на улучшение материального состояния вселил премьер-министр Владимир Путин, который на съезде Всероссийского педагогического собрания в конце мая заявил, что с 1 сентября фонд зарплаты педагогов должен быть увеличен на 30%. По словам главы правительства, с июня зарплата будет проиндексирована на 6,5% в соответствии с законом о бюджетниках, а осенью индексация будет проведена еще раз.
Позднее премьер уже на съезде партии «Единая Россия» 24 сентября развил эти планы, отметив, что субъектам Федерации предстоит проиндексировать зарплаты региональных бюджетников, а «необходимую помощь регионам окажем». По его словам, за два года фонд заработной платы в здравоохранении вырастет на 30%. И уже в будущем году зарплаты школьных учителей сравняются или превысят среднюю зарплату по экономике во всех без исключения регионах России. «Мы сделаем это не за два учебных года, как планировали и обещали, а раньше, – уточнил Путин. – Доходы преподавателей всех российских вузов в 2012 году также должны выйти на средний уровень по региону».
Впрочем, сами педагоги на эти обещания хотя и надеются, но верят в них все меньше. В частности, МПРО «Учитель» провел мониторинг процесса повышения заработной платы, в котором педагоги из нескольких российских регионов рассказали о том, насколько выросли их зарплаты, и о попытках чиновников скрыть правду от общественности, да и от самих бюджетников.
«Свой мониторинг мы проводили по двум направлениям, – пояснил Луховицкий. – Во-первых, собирали всю официальную информацию, то есть как сами власти на местах понимают, что делать, а во-вторых, интересовались мнением конкретных педагогов из конкретных школ, имена которых по понятным причинам не раскрываются».
Вот некоторые из мнений.
Приморский край (г. Находка) – воспитатель детского дома, высшая квалификационная категория, зарплата – чуть более 7 тыс. «О повышении, сказали, даже не мечтайте, мы не учителя, а всего лишь воспитатели. Губернатор Дарькин отрапортовал о повышении зарплат, а на педсовете учителям сказали, чтобы не ждали повышения, так как даже бумаги соответствующие он не спешит подписывать».
«В Марий Эл повышение зарплат пройдет так: повышается стоимость часа, то есть оплата уроков станет на 30% выше, все доплаты и надбавки – классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей, звание и так далее останутся без изменений! Педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, в общем, все, кто не ведет уроки – не получают прибавок».
«Я – заместитель директора по воспитательной работе, – пояснила вчера Надежда Селиверстова из ульяновской школы № 7. – С сентября нам повысили зарплату на 6,5%. Теперь у меня, специалиста высшей категории, она составляет 7,515 рублей. Да даже если власти мне повысят ее в два раза – это проблему не решит».
Заведующая правовым отделом Невинномысской городской профсоюзной организации работников образования и науки (Ставропольский край) Вера Грибенникова, в свою очередь, отмечает, что «говорить о том, что каждый учитель получит повышение, не стоит». Но даже в части того, что власти намерены провести 30-процентную прибавку, необходимо требовать, чтобы происходило повышение базовой части. «Так, чтобы всем было видно, что и насколько увеличилось», – считает она.
Ситуация с учительскими зарплатами должна стать как минимум прозрачной, полагает Луховицкий. «Деньги нужно платить за ставку и следить за тем, чтобы повышение касалось всех работников школы, – уверен он. – И не следует поощрять «лучших», поскольку это понятие довольно растяжимое и часто зависит от субъективных предпочтений руководства учебного заведения».
Что же касается протестных акций, то в их ходе МПРО планирует призвать своих членов реально отслеживать заявленное 30-процентное повышение и не давать местным чиновникам возможность манипулировать цифрами.