Российское правительство распланировало все государственные доходы и расходы на 2012–2014 годы.
Фото Айгуль Юсуповой (НГ-фото)
В среднесрочной перспективе проблем с наполняемостью госбюджета Минфин не ожидает. В проекте главного финансового документа страны, который сегодня рассмотрит правительство, планируется последовательное снижение уровня бюджетного дефицита. В итоге в 2014 году этот показатель должен составить вместо прежних 2,3% к ВВП всего 0,7%. Предметом особой гордости Минфина является улучшение налогового администрирования, то есть так называемых ненефтегазовых доходов.
Сегодня на заседании правительства будет рассмотрен окончательный вариант проекта федерального бюджета на 2012 год и перспективу до 2014 года. Документ считается качественно проработанным, и особых изменений до того, как он попадет в Госдуму, не предвидится.
Проект главного финансового документа страны можно с полным основанием назвать предвыборным подарком кабинету министров и партии власти. По сравнению с предыдущим вариантом большинство параметров существенно улучшены. Прежде всего это случилось благодаря повышению прогнозной цены на нефть, что автоматически обеспечило казну пока еще виртуальными дополнительными доходами.
По сравнению с июльскими оценками Минфин повысил прогноз цены барреля нефти на будущий год с 93 долл. до 100 долл. На 2013 год прогноз повышен с 95 до 97 долл., а на 2014 год – с 97 до 100 долл. за баррель. Более оптимистично оцениваются в связи с пересмотром прогнозов и объемы налоговых поступлений в казну. За счет этого, заявил вчера журналистам на брифинге высокопоставленный источник в Минфине, в представленном на утверждение кабмина проекте госбюджета пересмотрен прогноз бюджетного дефицита. В 2012 и 2013 годах он должен составить не 2,7%, а 1,5% и 1,6% соответственно. В 2014 году прогноз бюджетного дефицита снижен с 2,3% до 0,7%.
Пересмотрена и цена на нефть, обеспечивающая бездефицитный бюджет. Например, в прежнем варианте проекта бюджета на 2014 год бюджет мог быть бездефицитным лишь при среднегодовой цене нефти на уровне не ниже 126 долл. за баррель. Теперь тот же результат, по словам представителя Минфина, может быть достигнут, если нефть будет стоить в пределах 107 долл. за баррель.
Снижение зависимости российской казны от мировых цен на энергоносители чиновники объясняют увеличением так называемых ненефтегазовых доходов госбюджета (то есть тех, которые напрямую не связаны с нефтедобычей). В частности, в 2012 году доля нефтегазовых доходов снижена по сравнению с прежней оценкой с 21,6% до 21,2%. Соразмерно с этим вырастут доходы казны от ненефтегазовых доходов. В будущем году в окончательном варианте они увеличены сразу на 10% (528,6 млрд. руб.). В основном это произойдет благодаря повышению качества налогового администрирования, подчеркнул источник в Минфине. Так, собираемость НДС в настоящее время составляет не менее 95%.
Зато объемы средств, аккумулируемые в суверенных фондах, зависят исключительно от мировых цен на нефть и газ. И здесь правительство рассчитывает установить новые рекорды. Резервный фонд к концу текущего года составит 1,791 трлн. руб. (сейчас в нем всего 772,28 млрд. руб.). Фонд национального благосостояния увеличится до 2,604 трлн. руб., а через три года ожидается серьезное увеличение стерилизованных нефтедолларов. В 2014 году Резервный фонд должен составить почти 4,184 трлн. руб., Фонд национального благосостояния вырастет меньше всего – до 2,798 трлн. руб. Тратить эти деньги на текущие нужды Минфин не планирует. Исключение составит программа софинансирования пенсионных накоплений.
Глава Минфина Алексей Кудрин настолько уверен в защищенности доходных статей бюджета, что уже объявил о сокращении программы госзаимствований на 2012 год. Эксперты в целом с ним согласны, но говорят о необходимости сократить госрасходы. «Один из путей избежать госзаимствований – сократить бюджетные расходы. Но того, что правительство пойдет по этому пути, пока ничто не предвещает. Возможности улучшить администрирование налогов также невелики. Поэтому сейчас сказать с определенностью, что планы правительства реализуются полностью в 2012 году – сложно», – считает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/ Morison International» Ирина Воробьева.
В свою очередь, руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов напоминает, что бюджет России по-прежнему сильно зависит от цен на сырье. «Поэтому назвать доходные статьи бюджета защищенными нельзя. Однако в бюджет закладывались цены на нефть, близкие к текущим, что говорит о том, что при стабилизации долгового кризиса в ЕС и ускорении темпов роста мировой экономики последует и рост цен на сырье», – отмечает аналитик. По его мнению, сейчас никакой тревожной для бюджета обстановки нет. Однако если долговые проблемы ЕС обострятся, нанеся урон всей мировой финансовой системе, то цены на сырье могут продолжить снижаться, что вынудит покрывать дефицит бюджета из суверенных фондов.