Бумажные справки частично заменят электронными.
Фото ИТАР-ТАСС
В начале года Владимир Путин обещал кардинально облегчить общение граждан с бюрократами, которым прямо запрещалось с 1 июля требовать от просителей справки и документы, которые уже содержатся в базах данных каких-либо ведомств. Однако этот предвыборный фокус в России так и не удался – чиновники провалили все сроки введения электронного документооборота. Взамен ведомства решили отчитываться развитием сферы интернет-услуг. С 1 октября около 110 видов интернет-госуслуг граждане смогут получать не выходя из дома. Ну а летом 2012 года в виртуальный режим обещают перейти регионы и муниципалитеты.
«С 1 июля текущего 2011 года все необходимые согласования и запросы – хочу подчеркнуть: все необходимые согласования и запросы – органы власти обязаны будут осуществлять самостоятельно и не гонять, как прежде, людей за справками в соседние конторы и учреждения, – заявил Путин в январе на заседании президиума совета по развитию местного самоуправления. – Пришел гражданин, обратился за какой-то справкой и должен там получить качественную и окончательную услугу, а не выполнять роль курьера». Тем самым чиновникам при оказании госуслуг прямо запрещалось требовать от граждан документы, которые содержатся в базах данных других ведомств. Однако этим предвыборным планам не суждено было сбыться, и сроки освобождения граждан от курьерской повинности были передвинуты (см. «НГ» от 21.06.11).
Взамен для демонстрации возможностей компьютерной техники чиновники выбрали портал интернет-услуг. Вчера на пресс-конференции замглавы Минсвязи Илья Массух и замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев с гордостью представили журналистам миллионного пользователя, некоего Игоря, зарегистрировавшегося на портале gosuslugi.ru. Чиновники признали, что число россиян, зарегистрировавшихся на этом портале, лишь немного не совпадает с количеством предоставленных им госуслуг – 1,5 млн. Таким образом, пока говорить о прорыве в создании электронного правительства едва ли возможно.
Это самое правительство активно создается на протяжении последних трех-четырех лет. 1 октября должен быть осуществлен переход на электронную форму документооборота. Массух подчеркнул – переносов этого срока не будет. «Не ставится вопрос перейти частично. Вопрос стоит – перейти», – подчеркнул чиновник. Готовность федеральных органов власти совершить переход в другое качество пока неполная. Из примерно 80 ведомственных вэб-сервисов протестировано 42. Фомичева это обстоятельство не смущает. Он утверждает, что уже через 10 дней желающим будут доступны в электронном виде 110 видов госуслуг. Дальше – больше. И к 1 июля 2012 года на виртуальный режим перейдут органы власти регионов и муниципалитетов.
Таким образом, в России, которую эксперты называют страной со средним уровнем доступа в Интернет, может появиться полноценное электронное правительство. Как оно будет работать, избавит ли граждан от скверной привычки обивать пороги присутственных мест и часами простаивать в очередях за ничтожной справкой, полной ясности нет.
По официальным данным, сегодня россияне получают от федеральных органов 81 млн. услуг в год. «Для того чтобы собрать всевозможные справки, граждане в 7 раз больше обращаются во всевозможные органы власти. Через реализацию этого проекта мы убираем барьеры, убираем бюрократические препоны, создаем возможность для граждан получать услуги доступно и быстро», – говорит вице-премьер Вячеслав Володин, курирующий в правительстве эту госпрограмму.
Серьезность масштабных планов подтверждают и в Минсвязи. По данным министерства, федеральные ведомства оказывают около 2 тыс. видов услуг, которые могут быть предоставлены и соответственно получены через Интернет. Наиболее востребованы примерно 300. На портале http://www.gosuslugi.ru они классифицированы по жизненным ситуациям (выход на пенсию, поиск работы, покупка квартиры и т.п.), областям (здравоохранение и медицина, предпринимательская деятельность, страхование, труд и занятость и др.), структурам исполнительной власти.
Работа эта была сопряжена с известными сложностями. Одна из них связана с тем, что большинство действующих информационных систем формировалось органами госвласти в условиях отсутствия единой нормативно-правовой базы и общей координации работ. Содержащиеся в них сведения зачастую оставались недоступны другим министерствам и ведомствам для оперативного использования. На практике это оборачивается задержкой при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократным сбором, дублированием в отдельных системах.
Целями внедрения электронного правительства стали повышение качества госуслуг, ориентация на пользователей, сокращение времени обслуживания заявителей, ликвидация административных барьеров в работе субъектов хозяйственной деятельности, повышение степени вовлеченности граждан и органов власти в развитие информационного общества, повышение конкурентоспособности экономики, открытости и прозрачности деятельности органов власти.
Эксперты сейчас с трудом представляют, насколько эффективно сможет работать электронное правительство в России. Но у них нет сомнений, что за ним будущее. «До сих пор не существует единой технологии обмена данными между ведомствами, из-за этого возникают сложности в использовании данных, имеющихся в других ведомствах, дублирование работ, расхождения в данных, недостаточно эффективное использование статистики для принятия решений и так далее», – говорит гендиректор Contour Components Владимир Некрасов.
Что же касается электронных госуслуг, то, по словам Некрасова, идея эта вполне реализуема в России, как уже была реализована в ряде стран. «Очевидно, что техническая, методическая и организационная сложность проекта была недооценена, поэтому и возникли срывы сроков. Отсутствие Интернета у некоторых граждан не должно нас смущать: по скорости интернетизации Россия находится на одном из первых мест в мире. Технологии развиваются бурно, после внедрения LTE – нового мобильного протокола – очень быстрый и недорогой Интернет должен появиться в мобильных устройствах, а это очень многое изменит», – подчеркнул он. Некрасов считает, технологии госуправления должны развиваться опережающими темпами и ориентироваться не на текущий уровень развития инфраструктуры и уровень компьютерной грамотности граждан, а на будущий. Электронные госуслуги как раз могут стать фактором, стимулирующим консервативную часть граждан к освоению Интернета.