0
1733
Газета Экономика Интернет-версия

20.09.2011 00:00:00

Виртуальное правительство в шаге от материализации

Тэги: электронное правительство, интернет


электронное правительство, интернет Бумажные справки частично заменят электронными.
Фото ИТАР-ТАСС

В начале года Владимир Путин обещал кардинально облегчить общение граждан с бюрократами, которым прямо запрещалось с 1 июля требовать от просителей справки и документы, которые уже содержатся в базах данных каких-либо ведомств. Однако этот предвыборный фокус в России так и не удался – чиновники провалили все сроки введения электронного документооборота. Взамен ведомства решили отчитываться развитием сферы интернет-услуг. С 1 октября около 110 видов интернет-госуслуг граждане смогут получать не выходя из дома. Ну а летом 2012 года в виртуальный режим обещают перейти регионы и муниципалитеты.

«С 1 июля текущего 2011 года все необходимые согласования и запросы – хочу подчеркнуть: все необходимые согласования и запросы – органы власти обязаны будут осуществлять самостоятельно и не гонять, как прежде, людей за справками в соседние конторы и учреждения, – заявил Путин в январе на заседании президиума совета по развитию местного самоуправления. – Пришел гражданин, обратился за какой-то справкой и должен там получить качественную и окончательную услугу, а не выполнять роль курьера». Тем самым чиновникам при оказании госуслуг прямо запрещалось требовать от граждан документы, которые содержатся в базах данных других ведомств. Однако этим предвыборным планам не суждено было сбыться, и сроки освобождения граждан от курьерской повинности были передвинуты (см. «НГ» от 21.06.11).

Взамен для демонстрации возможностей компьютерной техники чиновники выбрали портал интернет-услуг. Вчера на пресс-конференции замглавы Минсвязи Илья Массух и замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев с гордостью представили журналистам миллионного пользователя, некоего Игоря, зарегистрировавшегося на портале gosuslugi.ru. Чиновники признали, что число россиян, зарегистрировавшихся на этом портале, лишь немного не совпадает с количеством предоставленных им госуслуг – 1,5 млн. Таким образом, пока говорить о прорыве в создании электронного правительства едва ли возможно.

Это самое правительство активно создается на протяжении последних трех-четырех лет. 1 октября должен быть осуществлен переход на электронную форму документооборота. Массух подчеркнул – переносов этого срока не будет. «Не ставится вопрос перейти частично. Вопрос стоит – перейти», – подчеркнул чиновник. Готовность федеральных органов власти совершить переход в другое качество пока неполная. Из примерно 80 ведомственных вэб-сервисов протестировано 42. Фомичева это обстоятельство не смущает. Он утверждает, что уже через 10 дней желающим будут доступны в электронном виде 110 видов госуслуг. Дальше – больше. И к 1 июля 2012 года на виртуальный режим перейдут органы власти регионов и муниципалитетов.

Таким образом, в России, которую эксперты называют страной со средним уровнем доступа в Интернет, может появиться полноценное электронное правительство. Как оно будет работать, избавит ли граждан от скверной привычки обивать пороги присутственных мест и часами простаивать в очередях за ничтожной справкой, полной ясности нет.

По официальным данным, сегодня россияне получают от федеральных органов 81 млн. услуг в год. «Для того чтобы собрать всевозможные справки, граждане в 7 раз больше обращаются во всевозможные органы власти. Через реализацию этого проекта мы убираем барьеры, убираем бюрократические препоны, создаем возможность для граждан получать услуги доступно и быстро», – говорит вице-премьер Вячеслав Володин, курирующий в правительстве эту госпрограмму.

Серьезность масштабных планов подтверждают и в Минсвязи. По данным министерства, федеральные ведомства оказывают около 2 тыс. видов услуг, которые могут быть предоставлены и соответственно получены через Интернет. Наиболее востребованы примерно 300. На портале http://www.gosuslugi.ru они классифицированы по жизненным ситуациям (выход на пенсию, поиск работы, покупка квартиры и т.п.), областям (здравоохранение и медицина, предпринимательская деятельность, страхование, труд и занятость и др.), структурам исполнительной власти.

Работа эта была сопряжена с известными сложностями. Одна из них связана с тем, что большинство действующих информационных систем формировалось органами госвласти в условиях отсутствия единой нормативно-правовой базы и общей координации работ. Содержащиеся в них сведения зачастую оставались недоступны другим министерствам и ведомствам для оперативного использования. На практике это оборачивается задержкой при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократным сбором, дублированием в отдельных системах.

Целями внедрения электронного правительства стали повышение качества госуслуг, ориентация на пользователей, сокращение времени обслуживания заявителей, ликвидация административных барьеров в работе субъектов хозяйственной деятельности, повышение степени вовлеченности граждан и органов власти в развитие информационного общества, повышение конкурентоспособности экономики, открытости и прозрачности деятельности органов власти.

Эксперты сейчас с трудом представляют, насколько эффективно сможет работать электронное правительство в России. Но у них нет сомнений, что за ним будущее. «До сих пор не существует единой технологии обмена данными между ведомствами, из-за этого возникают сложности в использовании данных, имеющихся в других ведомствах, дублирование работ, расхождения в данных, недостаточно эффективное использование статистики для принятия решений и так далее», – говорит гендиректор Contour Components Владимир Некрасов.

Что же касается электронных госуслуг, то, по словам Некрасова, идея эта вполне реализуема в России, как уже была реализована в ряде стран. «Очевидно, что техническая, методическая и организационная сложность проекта была недооценена, поэтому и возникли срывы сроков. Отсутствие Интернета у некоторых граждан не должно нас смущать: по скорости интернетизации Россия находится на одном из первых мест в мире. Технологии развиваются бурно, после внедрения LTE – нового мобильного протокола – очень быстрый и недорогой Интернет должен появиться в мобильных устройствах, а это очень многое изменит», – подчеркнул он. Некрасов считает, технологии госуправления должны развиваться опережающими темпами и ориентироваться не на текущий уровень развития инфраструктуры и уровень компьютерной грамотности граждан, а на будущий. Электронные госуслуги как раз могут стать фактором, стимулирующим консервативную часть граждан к освоению Интернета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1175
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
991
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
899
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1204

Другие новости