Максим Медведков отказывается прогнозировать точные сроки присоединения России к ВТО.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Присоединение России ко Всемирной торговой организации снова оказалось под большим вопросом. Несмотря на прошлогодние договоренности президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева о скором завершении всех переговоров, российские чиновники заговорили об их возможном провале. И виновата в этом вовсе не Грузия. Главные камни преткновения – защита действующего режима промсборки иномарок и споры по квотам на импорт мяса. Эксперты «НГ» также не верят в скорый прогресс переговоров по ВТО.
«Шанс, что мы закончим переговоры до конца года, как планировали, очень мал, но есть», – сказала глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина журналистам в кулуарах форума «Сочи-2011». По ее словам, основные вопросы, по которым идут интенсивные переговоры, остаются открытыми.
Это режим промсборки автомобилей, который действует в России, а также импорт мяса и объемы господдержки агропрома. По словам Набиуллиной, итогом переговоров по ВТО должно стать «пакетное решение» по всем этим вопросам. Кроме того, для успеха переговоров необходимо, чтобы Тбилиси не воспользовался своим правом вето. «С Грузией сложная ситуация. Прогресса не вижу», – призналась министр.
Напомним, наша страна пытается вступить в ВТО последние 17 лет. При этом российская экономика, занимающая 11-е место в мире, остается единственной из ведущая экономик мира, которая не входит в эту организацию. Для присоединения к ВТО России необходимо заручиться согласием всех ее 153 стран-членов, что ввиду вконец испорченных отношений с Тбилиси пока не удается. Таким образом, заявление Набиуллиной фактически опровергает оптимистичный прогноз главы ВТО Паскаля Лами, прозвучавший в прошлую пятницу, что Россия, «вероятно, вступит в организацию до конца 2011 года». Ему вторит главный экономист Всемирного банка (ВБ) по России Желько Богетич, уверенный, что уже в начале 2012 года Россия может стать полноправным членом ВТО. Однако, добавляет Богетич, для этого ей необходимо решить все спорные вопросы.
Вот именно с этим и возникли сложности. Россия в последнее время демонстрирует готовность до последней крайности отстаивать свои интересы на переговорах. Более того, Москва якобы даже согласна отложить вступление в ВТО, в случае если вопрос о промсборке автомобилей вообще не будет решен. По словам главы российской делегации на переговорах по ВТО Максима Медведкова, именно по этому вопросу договориться пока не получается.
«Если Россия вместе с партнерами не решит вопрос по промышленной сборке в ближайшее время, то присоединение России к ВТО скорее всего отложится. Совершенно очевидно, что наша переговорная позиция здесь не меняется. Мы не жертвуем качеством присоединения ради скорости. От общей линии мы не уходим, для нас важны условия, на которых мы присоединяемся», – заявил Медведков на сочинском инвестфоруме.
Режим промсборки работает с 2005 года, когда были введены льготные пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей в России для компаний, подписавших соответствующее соглашение с Минэкономразвития. Эти соглашения предполагали создание в России сборочных заводов, которые обязывались через определенное время организовать производство большей части автокомплектующих также в России.
В 2011 году правительство предложило автопроизводителям продлить соглашения до 2020 года. Причем условия были поставлены более жесткие – в обмен на сохранение льгот автопроизводители должны выпускать уже не меньше 300 тыс. машин в год и в перспективе довести локализацию производства автокомплектующих до 60%.
Такие условия не устраивают Евросоюз. Россия тоже уступать не собирается. В дискуссии де-факто участвуют первые лица государства. «Наша позиция в этой части неизменна. Это красная черта, через которую не переступить, поскольку мы не можем поступиться интересами наших производителей», – заявил в июле 2011 года премьер Владимир Путин. Таким образом, возможность уступок была исключена, а вместе с этим и прорыв на переговорах.
Между тем еще год назад казалось, что до заветного членства России в ВТО остаются считанные месяцы. Летом прошлого года в ходе визита президента РФ Дмитрия Медведева в США американский президент Барак Обама пообещал помочь России, назвав вполне конкретный срок окончательного урегулирования противоречий – 30 сентября 2010 года. В совместном заявлении двух президентов вступление России в ВТО названо «приоритетной задачей торговой политики» обеих стран.
Профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский не согласен с оценкой переговорного процесса, которую дала Набиуллина. По его словам, Медведков к этому заявлению не причастен, будучи убежденным, что в этом году ВТО вполне может открыть двери перед Россией. Договориться будет непросто. «Один из сложных вопросов – параметры промсборки автомобилей. Здесь позиции сторон полярные», – подчеркивает Портанский. Европейцы считают их нарушением правил ВТО. Российская делегация призывает относиться к промсборке как ко «временному изъятию» из этих правил.
Переговоры продолжатся в ближайшие дни. Россия вряд ли пойдет на уступки в этом вопросе, который для нее приобрел принципиальный характер, отметил Портанский. За последние годы ведущие западные автоконцерны инвестировали в создание заводов на территории РФ примерно 5 млрд. долл. И от этих инвестиций невозможно отказаться, сказал экономист. Что касается вето Грузии, то эта угроза не фатальна. Если в ВТО установят, что претензии Тбилиси носят политический, а не экономический характер, то их могут проигнорировать, считает Портанский.
Оценивая промежуточные итоги переговоров по вступлению России в ВТО, касающиеся вопросов сельского хозяйства, председатель аграрного комитета Совета Федерации Геннадий Горбунов заявил вчера «НГ», что никаких уступок с нашей стороны не было, как нет и прогресса на переговорах.