Министры обсуждают стратегию «Инновационная Россия-2020».
Фото с сайта правительства РФ
Вчера на заседании президиума правительства премьер Владимир Путин поделился радостной новостью -═этот год страна может закончить без дефицита госбюджета. Причем достигнуто это будет не только благодаря высоким мировым ценам на нефть, но и за счет улучшения налогового администрирования. Ну а через девять лет, в результате реализации стратегии инновационного развития, российская экономика должна полностью перейти от экспортно-сырьевой к инновационной модели развития.
Разговор о проекте стратегии «Инновационная Россия-2020», стоявший первым в повестке дня заседания президиума правительства, Владимир Путин предварил приятной новостью. По итогам текущего года прогнозировался бюджетный дефицит на уровне 3,6%, напомнил он. Однако, по данным Минфина, «скорее всего мы сможем свести дефицит к нулю», поделился премьер радостью. Справедливость своих слов он попросил подтвердить главу Минфина Алексея Кудрина, что тот с видимым удовлетворением и исполнил.
По словам Кудрина, дополнительные доходы должны составить 704 млрд. руб. Предмет гордости главного финансиста страны – структура допдоходов. Лишь 202 млрд. руб. казна получит сверх плана за счет высоких цен на нефть. Остальные 502 млрд. руб., по словам Кудрина, совсем не связаны с нефтью. Причем половина из них получена благодаря улучшению налогового администрирования.
Именно такую структуру наполнения казны предстоит сформировать к 2020 году. Именно на этот период рассчитана стратегия «Инновационная Россия-2020». Минэкономразвития подготовил ее, чтобы наполнить инновационной конкретикой другой основополагающий документ – Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны.
Вчера Путин подтвердил актуальность планов последовательного расширения конкурентного потенциала российской экономики за счет наращивания ее преимуществ в науке, образовании и в сфере высоких технологий. Именно на этой основе должны быть задействованы в будущем новые источники экономического роста и повышения благосостояния народа.
К главным приоритетам в стратегии отнесены наращивание человеческого потенциала, а также повышение инновационного бизнеса и динамики появления новых компаний в сфере высоких технологий. В повестке дня – формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, активизация инновационной политики на региональном уровне, формирование территорий инновационного развития.
Сделать Россию инновационной глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина предлагает в два этапа. На первом этапе (2011–2013 годы) предстоит повысить восприимчивость бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014–2020 годы) – провести масштабное перевооружение и модернизацию промышленности, сформировать работоспособную национальную инновационную систему.
У экспертов нет единства в оценках перспектив инновационного преобразования страны. Исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов Иван Бортник в успехе не сомневается. Более того, он уверен, что уже сейчас российские высокотехнологичные компании конкурентоспособны с западными. «Они конкурируют не столько за счет цены, сколько за счет характеристик», – подчеркивает он. Вместе с тем Бортник признал, что пока доля инновационных продуктов в структуре России мала – вместе с программными разработками всего в пределах 2–3% ВВП.
Гендиректор компании Contour Components Владимир Некрасов напомнил, что разговоры об инновациях начались уже несколько лет назад. В 2008 году была принята концепция социально-экономического развития до 2020 года, предполагавшая постепенный перевод отечественной экономики на инновационные рельсы. Некоторые мероприятия, согласно графику, уже должны были быть завершены. Но прорывов в этом направлении не произошло. В частности, к 2010 году планировались результаты по таким направлениям, как выпуск российских брендов, основанных на нанотехнологиях, поддержка маркетинговой активности на мировом рынке отечественных экспортеров высокотехнологичной продукции, налоговые льготы для инновационных компаний, создание ряда фондов «посевного» финансирования инновационных компаний на ранней стадии и т.п.
«Результаты незаметны. Например, непонятно, что изменилось с точки зрения экспорта – как отнимала одна операция 1–2 недели, так и осталось, никаких способов получить кредит или другие инвестиции под старт-ап вроде бы не появилось. Отчисления в социальные фонды увеличились, что особенно плохо для технологичных бизнесов», – отмечает Некрасов.
«Задача, которую ставит правительство по инновационному развитию на период до 2020 года, скорее всего не сможет в полной мере оправдать вложенных в нее средств. Проект стратегии полезен, но в настоящее время он будет отвлекать средства из наиболее насущных для потребителя проектов», – говорит глава аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов. По его словам, вероятность позитивного результата, на который надеются власти, – снижается. Среди негативных факторов Матросов назвал жесткую конкуренцию в области инноваций. На этом рынке Россию не ждут. Здесь лидирующее место занимают развитые страны, обладающие высоким уровнем производительности, что еще долго не сможет обеспечить российская экономика.