Плохие дороги до сих пор остаются основной бедой страны.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Российский автомобильный рынок уже в 2015–2016 годах может стать крупнейшим в Европе. Такой прогноз озвучил в понедельник премьер Владимир Путин. Однако эксперты уверяют: дорожное хозяйство скоро станет тормозом не только для автопрома, но и для всей экономики. Из новостных сводок следует, что дороги рушатся буквально на глазах. И бюджетное финансирование дорожной отрасли пока не приводит к заметному улучшению.
«Мы серьезно поддержали наш автопром в период кризиса. В результате ни один из крупных проектов не был свернут. В прошлом году производство легковых автомобилей увеличилось в России в два раза. По итогам шести месяцев текущего года рост 76%, – сообщил в понедельник на конференции в Череповце Путин. – И если в 2009 году доля машин отечественной сборки в структуре продаж едва превышала 50%, то сейчас это уже почти 70%. По оценкам экспертов, уже в 2015–2016 годах российский автомобильный рынок способен стать крупнейшим в Европе. Это хороший стимул как для самого автопрома, так и для его многочисленных смежников, включая металлургов, а за ними и горняков».
Однако у автопрома есть еще одна смежная отрасль, влияющая на конечный спрос на автомобили. Речь идет о дорожном хозяйстве, которое может подорвать базовые условия развития автопрома. Пробки в мегаполисах и полное отсутствие дорог в деревнях нередко делают покупку автомобиля практически бессмысленной.
Согласно статистике Росавтодора и Росстата, протяженность дорог с твердым покрытием (асфальтовым, бетонным, щебеночным, гравийным) в РФ составляет около 505 тыс. км, из них 50 тыс. км – дороги федерального значения и 455 тыс. км – регионального. Для сравнения: протяженность дорог в Китае – более 3 млн. км, в США – около 4,4 млн. км, во Франции – свыше 1 млн. км. Далеки от идеала и темпы дорожного строительства: за год Россия строит дорог меньше, чем Китай за неделю. «В 1992 году в России построили более 25 тысяч километров новых дорог. А в ближайшие пять лет планируется построить лишь 10 тысяч километров», – комментирует управляющий активами группы БКС Николай Солабуто. «В Китае строят 80 тысяч километров дорог в год, у нас – около 1 тысячи, – добавляет директор по оперативному маркетингу «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк. – Нормальных магистральных дорог у нас очень мало. Трасса Москва–Петербург – это не магистраль, а местами сельская улица, по которой идет почти половина всех грузов из Европы». Для улучшения ситуации нужно строить хотя бы 5–10 тыс. км новых дорог ежегодно, резюмирует Шарапанюк.
Наличие дороги с твердом покрытием не гарантирует, что до населенного пункта можно добраться. Например, вчера в Якутии было размыто дорожное полотно автодороги «Колыма». Аварийный участок не имеет объезда, поэтому на трассе пришлось полностью закрыть движение.
Дорожное строительство в РФ катастрофически отстает от темпов автомобилизации. Количество автомобилей в расчете на 1 км федеральных и региональных дорог за последние 10 лет выросло в 1,72 раза и продолжает быстро увеличиваться. «Плотность сети дорог в России – 37 километров на 1 тысячу квадратных километров территории. Это лишь 33% от уровня Канады и около 10% от Китая и США. По километражу дорог общего пользования в расчете на тысячу жителей мы уступаем Канаде в 14 раз», – рассказывают дорожники.
«Низкое качество дорог, а также пробки являются сдерживающими факторами для большинства отраслей экономики, так как они увеличивают логистическую составляющую в себестоимости продукции и снижают ее конкурентоспособность. То же касается и автопрома, – считает гендиректор компании AsstrA Transport Олег Гребенько.
Эксперт компании «Солид Менеджмент» Андрей Щелкунов замечает, что если дорожные проблемы в стране столь тотальны и нерешаемы, то тогда надо под них разрабатывать концептуально новые автомобили с разными возможностями. Но отечественный автопром этим почти не занимается.
«Сейчас Россия значительно отстает от США, Европы, Китая по протяженности скоростных дорог и по темпам строительства. В последнее время правительство уделяет большое внимание развитию автомобильных дорог, однако, с моей точки зрения, этого внимания недостаточно», – заявил первый зампредправления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. «Мировые автопроизводители никогда не придут на рынок с недостаточным спросом на их продукцию. Таким образом, на данный момент дороги не стали препятствием для развития автопрома», – резюмирует Кельбах.
Протяженность дорог с твердым покрытием на одного жителя и на один автомобиль | ||||
═ | Россия | Китай | США | Франция |
Протяженность дорог на одного жителя, м | 3,6 | 2,2 | 14 | 15,7 |
Протяженность дорог на один автомобиль, м | 14,8 | 76,4 | 18 | 27,8 |
Общая протяженность дорог с твердым покрытием, тыс. км | 505 | 3056 | 4374 | 1027 |
Источник: Росстат, Росавтодор, ООН, World Factbook CIA |