Эльвира Набиуллина концентрирует усилия на создании новой контрактной системы.
Фото РИА Новости
Глава Минэкономразвития (МЭР) Эльвира Набиуллина презентовала вчера законопроект о федеральной контрактной системе (ФКС), который предполагает полную перекройку действующей системы госзакупок. По мнению экспертов, принятие законопроекта приведет к всплеску коррупции в стране. Также новый закон будет на руку Высшей школе экономики (ВШЭ), которой руководит муж Эльвиры Набиуллиной Ярослав Кузьминов. Впрочем, действующее законодательство наблюдатели называют тоже «неидеальным». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обещает представить альтернативный законопроект в середине сентября.
Эльвира Набиуллина рассчитывает, что закон, разработанный ее ведомством и ВШЭ, будет принят уже в конце 2011 – начале 2012 года. Это приведет к отмене действующего сейчас законодательства о госзакупках (знаменитый 94-ФЗ), которое ранее раскритиковал президент Дмитрий Медведев. Внедрение контрактной системы госзакупок потребует не менее трех лет, однако позитивный эффект от реализации мер может проявиться, по словам Набиуллиной, сразу.
В ведомстве уверены: коррупционные схемы при госзакупках проявляются не только на этапе размещения госзаказа, но и при его планировании, чего не учитывает действующее законодательство. На вопрос, нужно ли вообще проводить госзакупку в том или ином объеме, сейчас никто не знает точного ответа, кроме самого заказчика. Формальное соблюдение требований к процедурам размещения госзаказа вовсе не исключает коррумпированности заказчика. Эффективность потраченных бюджетных средств тоже остается за рамками законодательства. Сейчас конкурсная борьба исполнителей госзаказа разворачивается в вопросах ценообразования: «дороже – дешевле». Качество же закупаемой продукции может быть каким угодно.
Законопроект значительно расширяет список процедур при госзакупках – аукцион, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, закупки из единственного источника. При этом в МЭР уточняют: «Основной процедурой для госзакупок должен стать открытый конкурс, антикоррупционный потенциал электронного аукциона исчерпан». По данным МЭР, сейчас около 48% аукционов признаются несостоявшимися, а 56% всех контрактов заключаются по безальтернативной стоимости.
Законопроект о ФКС дает возможность изменения и одностороннего расторжения контракта, отклонения заявок с демпинговой ценой и вводит предквалификационные требования для отдельных категорий закупок. Наконец, ударный аккорд законопроекта – МЭР предлагает установить общественный контроль над госзакупками, разрешив гражданам участвовать в заседаниях комиссий заказчиков и осуществлять мониторинг исполнения контрактов. При правительстве будет создан совет по ФКС, в который войдут представители общественных объединений, отраслевых организаций, органов управления ФКС, правоохранительных органов. Таким образом, критиковать воровство при госзакупках будет не только известный блогер Алексей Навальный, но и группа утвержденных и отобранных общественников. Также в госорганах всех уровней будут созданы самостоятельные структурные подразделения по госзаказу. «Надо за пять лет создать отдельную категорию чиновников – контрактных офицеров», – пояснил замглавы МЭР Алексей Лихачев.
Главным противником МЭР в вопросах госзаказа является ФАС, которая обещает к середине сентября обнародовать свой вариант законопроекта. Как сообщил «НГ» начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев, «предложения МЭР в случае принятия закона приведут к полной деградации системы госзаказа в стране и всплеску коррупции. Фактически ведомством предлагается выкинуть из текста действующего закона все лучшее, что было достигнуто за последние шесть лет. Кроме того, будет ликвидировано более 30 актов правительства, их придется делать заново».
У эксперта по госзакупкам Международного центра финансово-экономического развития Ирины Скляровой вызвало много вопросов стремление МЭР раздуть бюрократический аппарат, увеличить число чиновников, которые будут якобы контролировать проведение госзакупок. И это при уже существующих структурах в ФАС и в прокуратуре. Такое стремление не увязывается ни с желанием властей оптимизировать бюджетные расходы, ни с попытками сократить чиновничий аппарат. Зато на площадках общественного контроля некоторые чины смогут сделать себе головокружительную карьеру борцов с коррупцией, причем на бюджетные деньги. Еще одна проблема, по словам Скляровой, состоит в том, что сегодня многие заказчики не могут освоить даже три процедуры госзакупок – аукцион, открытый и закрытый конкурсы. В регионах не все умеют пользоваться Интернетом. А когда конкурсных процедур станет около десятка, заказчики помимо своей воли начнут нарушать новое законодательство, не понимая всех его деталей.
Но, возможно, самая интересная интрига кроется, по мнению экспертов, в семейных связях главы МЭР и ректора ВШЭ. «Сначала МЭР и ВШЭ разрабатывают концепцию законопроекта, а потом, если закон примут, именно ВШЭ начнет готовить всю необходимую методическую и справочную литературу для переквалификации кадров, – поясняет Склярова. – Цена таких справочных сборников может достигать 10 тысяч рублей. На уровне региональных администраций дадут указания освоить новое законодательство, закупить на бюджетные деньги необходимую литературу, провести обучающие мероприятия на местах с приглашенными из ВШЭ специалистами, ведь только ВШЭ имеет право аккредитовывать коммерческие центры, оказывающие образовательные услуги в сфере госзаказа». Получится очередной круговорот бюджетных денег в природе, освоение бюджета и отмыв средств.
Однако не все эксперты поддержали критику законопроекта МЭР. «Действующая система показала за время существования массу недостатков и давно себя изжила, – считает аналитик компании БКС Сергей Данилов. – Ожидаемые преимущества от законопроекта МЭР таковы. Всем участникам закупочной деятельности будет виден полный цикл закупки. Появятся принципиально новые рекомендательные и нормативные документы, которые описывают контракт как контролируемую систему торговых отношений, а не как разовый акт. Внимание будет обращаться не только на цену, но и на качество услуги или товара». Между тем Данилов не исключает и определенных рисков ФКС: «Надзор в виде нового чиновничьего аппарата может вылиться в увеличение числа различных согласований и бюрократических проволочек, то есть в те же самые коррупционные риски. Многое будет зависеть от позиции и внимания первых лиц государства к процессу создания ФКС. В противном случае большие средства могут утечь еще на этапе создания новой структуры».