Российская нефтеперерабатывающая промышленность может лишиться 30% своих мощностей.
Фото ИТАР ТАСС
С 1 октября в стране вводится новая система налогообложения нефтяной отрасли: ставка экспортных пошлин на светлые (кроме бензина) и темные нефтепродукты (мазуты) унифицируется на уровне 66% от ставки пошлины на нефть. Постановление о новых пошлинах подписал премьер-министр Владимир Путин. Ставка пошлины на бензин составит 0,9% от пошлины на сырую нефть. По мнению экспертов, изменения назрели, однако носят они половинчатый характер, поскольку предстоит разобраться с условиями компенсации компаниям, которые окажутся в невыгодном положении из-за того, что мощности переработки у них превышают объемы добычи нефти.
Ставка под условным названием «60-66-90», где цифры означают новые пошлины на нефть, нефтепродукты и бензин, после долгих обсуждений принята правительством. Напомним, что в начале 2011 года Минэнерго подготовило концепцию реформы налогообложения нефтяной отрасли. В настоящее время правительство забирает себе 65% выручки от экспортных поставок сырой нефти. По новым правилам пошлина на экспорт нефти снизится до 60% ее цены. Одновременно пошлина на вывоз темных нефтепродуктов поднимется с нынешних 46,7% до 66% от пошлины на сырую нефть. А с начала 2015 года пошлины на вывоз мазута, смазочных масел и т.д. сравняются с нефтяными.
Пошлина на вывоз светлых нефтепродуктов, находящаяся сейчас на уровне 66% от пошлины на вывоз сырой нефти, сохранится на прежнем уровне. В итоге экспорт светлых и темных нефтепродуктов будет облагаться одинаковыми пошлинами.
Пошлина на экспорт бензина в связи с топливным кризисом в мае была повышена с 60% до 90% от пошлины на нефть. Чтобы не дестабилизировать внутренний рынок, пошлины на этом уровне и останутся.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, реформа пошлин – мера долгожданная, но, увы, запоздавшая. Как поясняет партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, реформу нужно было проводить, причем давно. А сегодня она будет более болезненной из-за растянутости по времени и половинчатости. В связи с этим нужного позитивного эффекта ждать не приходится. Ее результат, по его словам, был просчитан и предсказуем. «Компании, у которых есть НПЗ с небольшим выходом светлых нефтепродуктов, пострадают довольно сильно, – говорит он. – Так что до 30% нефтеперерабатывающих мощностей в стране придется закрыть из-за нерентабельности. С 2015 года пошлина на экспорт мазута будет такой же, как на нефтепродукты. И какой смысл его изготавливать? По мнению эксперта, от новой схемы выиграют прежде всего те производители, кто экспортирует много сырой нефти. «Учитывая дату – 1 октября, – компании попытаются сбросить все свои запасы мазута и начнут копить нефть, – предупреждает Крутихин. – Так что в ближайшее время на внутреннем рынке может подорожать солярка и тот же мазут. А дальше не исключен дефицит высокосортного топлива».
В конечном счете не исключено, что на российских автозаправках в скором времени появится импортный бензин. Что не очень хорошо, поскольку наши компании будут гнать нефть, совершенно не заботясь о развитии переработки внутри страны, полагает Крутихин.
В то же время, как отмечает содиректор аналитического отдела независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг, властям еще предстоит разобраться с условиями компенсации нескольким компаниям, которые окажутся в невыгодном положении из-за того, что мощности переработки у них превышают объемы добычи нефти. «Например, как в случае с компанией «Башнефть», из-за того, что глубина переработки у них довольно низкая, что в свете роста пошлины на темные нефтепродукты подразумевает убытки для оперирующих компаний, – поясняет аналитик. – В частности, это относится и к «Татнефти», которая недавно закончила строительство нефтеперерабатывающего комплекса ТАНЕКО. Доля выпуска светлых нефтепродуктов на комплексе составляет всего 38%. Введение режима «60-66» снизит рентабельность проекта, но в целом будет выгодно для компании за счет того, что снизится пошлина на нефть».
Цель нового налогового режима – стимулирование инвестиций в переработку и производство более сложных нефтепродуктов. Именно поэтому придется оставить повышенную экспортную пошлину на бензин, так как при высоких ценах на нефть, около 100 долл. за баррель, и отсутствии заградительной экспортной пошлины экспорт простых нефтепродуктов останется привлекательным для компаний, поясняет Бирг.