0
3249
Газета Экономика Интернет-версия

29.08.2011 00:00:00

Для бензина и мазута нарисовали новую формулу

Тэги: нефть, цены, налоги


нефть, цены, налоги Российская нефтеперерабатывающая промышленность может лишиться 30% своих мощностей.
Фото ИТАР ТАСС

С 1 октября в стране вводится новая система налогообложения нефтяной отрасли: ставка экспортных пошлин на светлые (кроме бензина) и темные нефтепродукты (мазуты) унифицируется на уровне 66% от ставки пошлины на нефть. Постановление о новых пошлинах подписал премьер-министр Владимир Путин. Ставка пошлины на бензин составит 0,9% от пошлины на сырую нефть. По мнению экспертов, изменения назрели, однако носят они половинчатый характер, поскольку предстоит разобраться с условиями компенсации компаниям, которые окажутся в невыгодном положении из-за того, что мощности переработки у них превышают объемы добычи нефти.

Ставка под условным названием «60-66-90», где цифры означают новые пошлины на нефть, нефтепродукты и бензин, после долгих обсуждений принята правительством. Напомним, что в начале 2011 года Минэнерго подготовило концепцию реформы налогообложения нефтяной отрасли. В настоящее время правительство забирает себе 65% выручки от экспортных поставок сырой нефти. По новым правилам пошлина на экспорт нефти снизится до 60% ее цены. Одновременно пошлина на вывоз темных нефтепродуктов поднимется с нынешних 46,7% до 66% от пошлины на сырую нефть. А с начала 2015 года пошлины на вывоз мазута, смазочных масел и т.д. сравняются с нефтяными.

Пошлина на вывоз светлых нефтепродуктов, находящаяся сейчас на уровне 66% от пошлины на вывоз сырой нефти, сохранится на прежнем уровне. В итоге экспорт светлых и темных нефтепродуктов будет облагаться одинаковыми пошлинами.

Пошлина на экспорт бензина в связи с топливным кризисом в мае была повышена с 60% до 90% от пошлины на нефть. Чтобы не дестабилизировать внутренний рынок, пошлины на этом уровне и останутся.

По мнению опрошенных «НГ» экспертов, реформа пошлин – мера долгожданная, но, увы, запоздавшая. Как поясняет партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, реформу нужно было проводить, причем давно. А сегодня она будет более болезненной из-за растянутости по времени и половинчатости. В связи с этим нужного позитивного эффекта ждать не приходится. Ее результат, по его словам, был просчитан и предсказуем. «Компании, у которых есть НПЗ с небольшим выходом светлых нефтепродуктов, пострадают довольно сильно, – говорит он. – Так что до 30% нефтеперерабатывающих мощностей в стране придется закрыть из-за нерентабельности. С 2015 года пошлина на экспорт мазута будет такой же, как на нефтепродукты. И какой смысл его изготавливать? По мнению эксперта, от новой схемы выиграют прежде всего те производители, кто экспортирует много сырой нефти. «Учитывая дату – 1 октября, – компании попытаются сбросить все свои запасы мазута и начнут копить нефть, – предупреждает Крутихин. – Так что в ближайшее время на внутреннем рынке может подорожать солярка и тот же мазут. А дальше не исключен дефицит высокосортного топлива».

В конечном счете не исключено, что на российских автозаправках в скором времени появится импортный бензин. Что не очень хорошо, поскольку наши компании будут гнать нефть, совершенно не заботясь о развитии переработки внутри страны, полагает Крутихин.

В то же время, как отмечает содиректор аналитического отдела независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг, властям еще предстоит разобраться с условиями компенсации нескольким компаниям, которые окажутся в невыгодном положении из-за того, что мощности переработки у них превышают объемы добычи нефти. «Например, как в случае с компанией «Башнефть», из-за того, что глубина переработки у них довольно низкая, что в свете роста пошлины на темные нефтепродукты подразумевает убытки для оперирующих компаний, – поясняет аналитик. – В частности, это относится и к «Татнефти», которая недавно закончила строительство нефтеперерабатывающего комплекса ТАНЕКО. Доля выпуска светлых нефтепродуктов на комплексе составляет всего 38%. Введение режима «60-66» снизит рентабельность проекта, но в целом будет выгодно для компании за счет того, что снизится пошлина на нефть».

Цель нового налогового режима – стимулирование инвестиций в переработку и производство более сложных нефтепродуктов. Именно поэтому придется оставить повышенную экспортную пошлину на бензин, так как при высоких ценах на нефть, около 100 долл. за баррель, и отсутствии заградительной экспортной пошлины экспорт простых нефтепродуктов останется привлекательным для компаний, поясняет Бирг.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1011
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1135
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
857
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
635

Другие новости