Борьба с нарушителями авторских прав обернулась дополнительным налогом.
Фото РИА Новости
Продавцы протестуют против введения нового сбора с электронных носителей информации. Они указывают, что под новый «налог на болванки» попала техника, которая вообще лишена функции записи – например, видеопроекторы или считывающие устройства. Вчера Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) сообщила, что направила обращение в правительство с предложением сократить перечень электроники, импортеры и производители которой платят 1% ее стоимости в виде так называемого авторского сбора. В абсолютных цифрах эксперты оценивают этот рынок примерно в 200 млн. долл. в год. Со своей стороны – Российский союз правообладателей (РСП) – которому и должны поступать все средства – предлагает найти взаимоприемлемое решение без участия правительства, советуя оппонентам начать диалог по спорным вопросам.
РАТЭК предлагает исключить из этого переченя все телефоны (кроме мобильных телефонов с объемом памяти более 1 гигабайта), все камеры (цифровые, кино- и прочие), кинопроекторы, устройства для считывания микрофильмов и оборудование, не обладающее функцией записи.
Специалисты РАТЭК исходят из того, что из всех наименований потребительской электроники, импортеры и производители которой платят авторский сбор, потребителями реально используется для копирования аудиовизуальных произведений лишь небольшая часть: настольные компьютеры – 24%, мобильные телефоны с Mp3 – 15%, ноутбуки – 9%, Mp3-плееры – 5%. Все остальное оборудование, даже несмотря на наличие в нем функции копирования, населением для этих целей не используется, а значит, должно быть выведено из-под авторского сбора.
В настоящее время авторский сбор осуществляется в соответствии с постановлением правительства «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях», утвержденным 14 октября 2010 года. В перечне – компьютеры, ноутбуки, магнитофоны (кассетные и катушечные), видеомагнитофоны, диктофоны, мобильные телефоны, камеры, а также расходные материалы к ним.
Объем российского рынка изготовления и импорта техники эксперты оценивают примерно в 15–20 млрд. долл. в год. Соответственно ставка авторского сбора в 1% дает около 150–200 млн. долл. в год. В РСП считают эти оценки сильно завышенными, но свои не приводят. По данным организации правообладателей, авторское вознаграждение распределяется между правообладателями в пропорциях: 40% – авторам, 30% – исполнителям, 30% – изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.
Оппоненты же РСП утверждают, что технически справедливо распределить авторское вознаграждение невозможно, поскольку объективной статистики на этот счет нет. Кроме того, они ссылаются на то, что данная норма признана неконституционной в Австралии, не применяется в США и европейских странах.
В РСП с этим категорически не согласны. «Вознаграждение за частное копирование – основной источник дохода для правообладателей во всем мире, позволяющий поддерживать справедливый баланс между их интересами и интересами пользователей контента. Компенсационное вознаграждение за частное копирование является источником финансирования культурных мероприятий и позволяет поддерживать на плаву творческую индустрию во многих странах мира», – заявил первый заместитель гендиректора РСП Андрей Кричевский.
По его словам, правительство в прошлом году утвердило перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Под его действие не подпадают товары, которые не могут использоваться для частного копирования. «Этот принцип позволяет РСП на практике выделять товары, которые не могут использоваться для частного копирования или же относятся к категории профессионального оборудования. В отношении таких товаров РСП не осуществляет сбор вознаграждения», – подчеркнул Кричевский.
При этом он заверил, что РСП открыт к диалогу – к дальнейшей методологической работе по формализации конкретных типов и наименований таких товаров. Для урегулирования спорных моментов может быть создана рабочая группа с участием импортеров, изготовителей оборудования и материальных носителей, правообладателей и представителей госорганов, которая выработает согласованные критерии идентификации оборудования в соответствии с действующим законодательством. «Считаем, что решение вопроса не лежит в плоскости изменения постановления правительства», – подчеркнул Кричевский.
Аналитик «Уралсиба» Тигран Оганесян считает, что истина должна родиться как раз в рамках диалога заинтересованных сторон. По его мнению, у РАТЭК и РСП есть все шансы прийти к компромиссу. Эксперт не исключает, что решение может быть принято в пользу потребителей и цены на часть бытовой электроники снизятся. «Так часто бывает, – говорит Оганесян. – Сначала закон примут, до конца его не продумав, а потом начинают исправлять с учетом жизненных реалий».
В свою очередь, юрист Московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Василий Моисеев полагает, что для потребителя снижение цен на электронную технику, если такое случится, пройдет почти незаметно ввиду незначительности доли авторского вознаграждения в цене товара. Чего не скажешь о правообладателях, которые при таком раскладе лишатся значительной части поступлений от авторского сбора. Поэтому Моисеев считает целесообразным отменять сбор поэтапно, с учетом интересов правообладателей.