Глава МИД РФ Сергей Лавров считает, что Россия готова принять золотой подарок из Венесуэлы от президента Уго Чавеса.
Фото Reuters
Глава Боливарианской Республики Уго Чавес готов поменять места хранения золотовалютных запасов Венесуэлы, переместив их из банков США и Европы в дружественные страны – такие как Россия, Бразилия и Китай. Москва готова рассмотреть это предложение, заявил в среду глава МИД РФ Сергей Лавров. Эксперты сомневаются в целесообразности такого решения – выгоды неочевидны для обеих сторон, а мировой рынок, который и без того лихорадит, лучше не тревожить подобными сообщениями.
«Если венесуэльские друзья решат использовать схемы, где будет задействована Россия, мы будем их рассматривать», – заявил Лавров журналистам. При этом он добавил, что Россия исходит из того, что эти золотовалютные резервы – собственность Венесуэлы, и то, как ими распоряжаться, должна решать венесуэльская сторона. В свою очередь, министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что Венесуэла «заинтересована вкладывать деньги в крупные экономики, а именно Россию, Китай и Бразилию».
Напомним, что глава Венесуэлы уже заявлял о том, что готов переместить золотые запасы страны, которые исчисляются примерно в 200 тонн и оцениваются в 12 млрд. долл., в хранилища на национальной территории. «Нам нечего скрывать, – заявил Чавес 17 августа в телефонном интервью государственному телеканалу VTV. – Экономики Европы и США идут ко дну. Поэтому настало время проверить основательность экономик таких стран, как Китай, Россия и Бразилия». По его мнению, перевод валютных резервов из Европы и США в дружественные страны будет способствовать оздоровлению ресурсов страны «перед приближающимся мировым капиталистическим кризисом». Более того, президент Венесуэлы считает, что примеру Каракаса по перемещению финансовых резервов могут последовать другие страны Южной Америки, «хранящие на Севере около 570 млрд. долл.».
Согласно последним данным Центробанка Венесуэлы, золотовалютные запасы страны составляют 29,9 млрд. долл., 18,3 млрд. из которых приходится на золото. Чавес отметил, что в скором времени стратегические резервы Венесуэлы увеличатся, поскольку он принял решение о национализации разведки и добычи золота. Большая часть месторождений драгметалла находится в районе так называемой минеральной дуги Гуайаны, расположенной на юге страны.
Комментируя последние события, опрошенные «НГ» эксперты сомневаются в экономической целесообразности подобного шага как для Венесуэлы, так и для России.
Эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Петр Клюев отмечает, что фактически Венесуэла готова перевести в дружественные страны около 6 млрд. долл. «Пока речь идет о России и Китае, которые являются основными кредиторами Венесуэлы, – напоминает он. – Не исключено, что таким образом Венесуэла обеспечивает своих ключевых кредиторов залогом. Возможно, в ближайшее время РФ и КНР предоставят Каракасу новые кредиты».
Но тут есть подвох, отмечает аналитик. С одной стороны, Венесуэла дает гарантии основным кредиторам, но с другой – понижает свой кредитный рейтинг на рынке международных заимствований. «Перевод золотовалютных резервов из международных банков в экономики с недостаточно прозрачной финансовой системой автоматически повысит инвестиционные риски для экономики Венесуэлы на мировом рынке, – поясняет Клюев. – Золото и валютные запасы, которые сейчас хранятся в европейских банках, являются своего рода гарантией для международных инвесторов. После того как денежные средства будут выведены в Китай и РФ, неизвестно, будут ли инвесторы иметь доступ к информации о резервах Венесуэлы. То же самое относится и к золотым запасам, которые Каракас собирается разместить на своей территории, – достоверность информации о них будет подвергаться сомнению».
Впрочем, на глобальном международном финансовом рынке эти операции скорее всего значительно не отразятся, полагает он. «Золотовалютные запасы Венесуэлы в основном размещены в банках и в золоте, а не на фондовых рынках, – полагает эксперт. – А вот для самой Венесуэлы подобное решение может иметь негативные последствия. С одной стороны, Каракас фактически гарантирует новые займы у ключевых кредиторов. С другой – увеличивает свою зависимость от этих государств, а также практически лишает себя возможности занимать деньги у других инвесторов».
Аналитик «Инвесткафе» Павел Емельянцев считает, что сама по себе схема сработает и особых проблем не возникнет, поскольку речь идет не о такой уж большой сумме – 11–12 млрд. долл. и о не таком уж большом объеме – порядка 200 тонн золота. «Риск, который могут понести банки, отказавшиеся от выдачи золота, значительно превышает озвученные выше суммы, – уверен он. – Дело в том, что золото будет выплачено не одним банком и даже не одной страной. Если же произойдет отказ в выдаче металла, то это может спровоцировать цепную реакцию, и требования о возврате могут последовать и от других правительств – а это уже может вызвать целый коллапс системы. Так что гораздо проще и дешевле удовлетворить запрос Венесуэлы».
Другой вопрос в том, что и России использовать это золото в своих интересах не получится, так как оно будет передано лишь на хранение.
В свою очередь, замдиректора департамента UFS InvestmentCompany Алексей Козлов отмечает, что золото Венесуэлы в большинстве своем – 211 тонн – находится на хранении в Банке Англии, JPMorganChase, BarclaysPlc, StandardCharteredPlc и BankofNovaScotia. Сам объем запасов страны составляет 365,8 тонны. В денежном эквиваленте по текущей цене золота (1843 долл.) стоимость 211 тонн золота составляет 12,5 млрд. долл. Это соответствует 8,8% мировой добычи золота в год. Для примера, в настоящий момент Россия добывает порядка 250 тонн золота в год, Китай – 350 тонн.
«Риски в этой истории лежат в несколько другой плоскости, – уточняет он. – Возвращение золота может нанести дополнительный ощутимый удар по банковскому бизнесу, что, вполне вероятно, может иметь ощутимые последствия для всей экономики. Мы считаем, что Каракас не пойдет на репатриацию золота и подобное развитие ситуации маловероятно, поскольку нет практической необходимости перемещать накопленный металл. Да и затраты на транспортировку столь ценного груза велики, учитывая перевозку авиатранспортом, страховку, охрану, погрузку-разгрузку, учет и т.д.».
Как отмечают большинство экспертов, нынешняя новация имеет скорее политическую, нежели экономическую основу. Венесуэла – стратегический партнер России. Каракас и Москву связывают давние торговые и политические отношения. Стоит напомнить, что Венесуэла предоставляла свои аэродромы для приема стратегических бомбардировщиков Ту-160, закупает вооружение у РФ и продукцию нашего автопрома. Это одна из немногих стран, которая признала независимость Абхазии и Южной Осетии после российско-грузинской войны. Так что вопрос возможного приема на хранение Россией золота Венесуэлы можно считать скорее политическим шагом, тогда как экономический смысл этого действия уходит на дальний план», – считает Козлов.