Отечественные авиакомпании скоро столкнутся с большими кадровыми проблемами.
Фото Владимира Аносова/PhotoXPress.ru
В России не хватает гражданских пилотов, которые могут обеспечить безопасность полетов на современных машинах. Крупные авиакомпании официально заявляют о начале кадрового кризиса – и это при том, что ежемесячные зарплаты опытных летчиков превышают 10 тыс. долл. Но даже при таких заработках проблема дефицита пилотов будет только обостряться. Подготовка летного состава за последние годы сокращена почти в 10 раз, а для эксплуатации обновляемого парка стране потребуются тысячи новых пилотов, обучать которых сегодня практически негде.
Иностранные компании добиваются от России отмены запрета на аренду экипажей из других стран. Однако правительство, похоже, может снять этот запрет самостоятельно – под давлением объективной нехватки квалифицированных пилотов.
Эксперты литовской компании по аренде экипажей AviationCV.com прогнозируют, что в ближайшие 20 лет странам Европы и СНГ потребуется примерно 102 тыс. новых пилотов. Такая потребность объясняется активным ростом авиаперевозок и высоким спросом на новые воздушные суда. Действительно, согласно прогнозу компании Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании России и СНГ купят 1080 новых самолетов. Эти закупки будут продиктованы необходимостью замены устаревших узкофюзеляжных и региональных самолетов с низкой топливной эффективностью на модели нового поколения. Спрос на самолеты будет также стимулироваться ростом пассажиропотока на международных и внутренних воздушных линиях рынка России и СНГ. В 2010 году объем авиаперевозок в России на 26,2% превысил показатель кризисного 2008 года. С начала 2011 года российские авиакомпании снова увеличили перевозку пассажиров на 10,1% в квартальном исчислении, сообщает Росавиация. По расчетам замминистра транспорта Валерия Окулова авиакомпаниям России до 2025 года потребуется 1,6–1,8 тыс. самолетов. Для пилотирования этих машин потребуется подготовить более десяти тысяч пилотов.
«Российский авиационный рынок является одним из самых динамично развивающихся в мире, поэтому дефицит на рынке пилотов является вполне предсказуемым. В отличие от западных стран российские авиакомпании не имеют права брать иностранные экипажи в аренду, поэтому ситуацию в России сегодня можно охарактеризовать как «охоту на пилотов», когда авиакомпании делают все возможное, чтобы переманить пилотов друг у друга, предлагая более выгодные условия работы. В итоге получается замкнутый круг», – объясняет гендиректор AviationCV Скаисте Кнызыйте.
Опрошенные «НГ» авиакомпании отказались обсуждать уровень зарплат пилотов. Однако эксперты говорят о выравнивании заработков российских и иностранных пилотов, которые выполняют международные рейсы. «Потолок зарплат ведущих пилотов в иностранных компаниях – это около 20 тысяч долларов в месяц. Чтобы сохранить летный состав, российские работодатели вынуждены держать зарплаты на сопоставимом уровне», – объясняют знакомые с ситуацией специалисты.
«Летные училища СССР выпускали около 2500 специалистов в год, а сейчас этот показатель с трудом превышает две сотни. Средний возраст пилотов в РФ уже превысил 40 лет, и сегодняшняя обстановка в российских летных училищах не позволяет полностью возместить кадровые нужды авиакомпаний», – говорит представитель «ВИМ-авиа» Елена Федорова. Действительно, представители учебного центра авиакомпании называют кадровую ситуацию кризисной и даже катастрофической.
Эксперты в области гражданской авиации подтверждают, что дефицит летных кадров является серьезной проблемой, причем не только в России. Объемы авиаперевозок в мире, согласно прогнозам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), должны были увеличиваться примерно на 4% в год, а фактически они уже сегодня достигают 6%. А в России объемы перевозок растут на 20–30% ежегодно. Отсюда и общая причина дефицита пилотов в мире и в России», – объясняет вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. В то же время, по его словам, есть и чисто российские причины нехватки пилотов – это недостаточное государственное финансирование государством начальной подготовки пилотов, которое наблюдается последние 15–20 лет. Из-за этого российские компании вынуждены арендовать иностранные самолеты вместе с экипажами или организовывать своими силами переучивание наземных инженеров в пилотов. Однако такая политика затыкания дыр далеко не всегда соответствует требованиям безопасности. «Аэрофлот, Трансаэро, S7 (бывшая «Сибирь») и еще одна-две компании могут организовать подготовку собственных пилотов. А остальным авиаперевозчикам это явно не под силу, и они вынуждены решать проблему нехватки летного состава самыми экзотическими способами», – говорят специалисты.
«Если следовать духу стандартов ИКАО, то подготовка современных пилотов должна быть унифицированной. И поэтому препятствий для использования в России иностранных экипажей формально нет. Правда наш Воздушный кодекс запрещает использовать иностранных пилотов на российских самолетах или в составе российских экипажей. То есть иностранцы могут летать в России на иностранном или на арендованном самолете. Однако иностранные государства и отдельные организации постоянно требуют отмены этого требования», – рассказывает Аптуков.
Среди проблем подготовки российских пилотов есть и нефинансовые. «При переподготовке пилотов с российских на иностранные типы воздушных судов основная проблема, с которой сталкиваются пилоты, – это английский язык, в особенности для пилотов российских региональных авиакомпаний, которые выполняют только внутренние рейсы. Вторая проблема заключается в том, что экипаж российских Ту-154 состоит из 4–5 человек, в то время как в пилотировании Boeing или Airbus задействованы только 2 пилота», – отмечает Скаисте Кнызыйте.
«В настоящий момент российские авиакомпании имеют право нанимать только российских граждан и граждан Белоруссии – такова государственная политика. В случае если Россия разрешит нанимать в штат иностранцев, российские пилоты окажутся в условиях серьезной конкуренции, что приведет к снижению уровня зарплаты. Однако авиакомпании могут значительно выиграть за счет снижения издержек. Я считаю, что рано или поздно Россия все-таки позволит иностранным пилотам работать в России, пусть и с некоторыми ограничениями», – прогнозирует гендиректор литовской AviationCV.