В СНГ доля социальных выплат стран варьируется от минимума – 2,9% ВВП в Таджикистане до максимума в 15% ВВП в России и Украине. Такой вывод содержится в обзоре Евразийского банка развития (ЕАБР). Высокую и низкую доли социальных расходов в экономиках стран СНГ аналитики банка объясняют растущим неравенством. По их мнению, в России и соседних странах постоянно углубляется разрыв между доходами самых богатых и самых бедных слоев населения.
Реальные располагаемые денежные доходы россиян (то есть скорректированные на индекс потребительских цен) в июле текущего года, по данным Росстата, выросли на 0,6% по сравнению с июлем прошлого года. Однако за семь месяцев 2011 года статистика зафиксировала снижение реальных доходов населения на 1%.
По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что все большее число россиян проваливается ниже черты бедности. Государству же, дабы не допустить роста напряженности в обществе, приходится взваливать на себя бремя социальных расходов, которое в какой-то момент может оказаться непосильной ношей для федерального бюджета.
Результат закономерен – в СНГ Россия стала одним из лидеров по темпам роста социальных расходов, которые уже превысили 15% ВВП, отмечается в докладе ЕАБР. Аналитики банка отмечают, что наряду с Россией самые большие социальные расходы несут правительства Белоруссии и Украины. Наименьшая нагрузка (10% и ниже) социальных расходов отмечена в Таджикистане, Киргизии, Казахстане и Армении. При этом страны–рекордсмены по объемам социальных расходов до 4% ВВП направляют на содержание и развитие здравоохранения. А Киргизия и Украина более 5% ВВП тратят на образование.
Примечательно, что Белоруссия и Украина лидируют в области расходов в сфере социальной защиты. Поскольку одной из главных функций государства является перераспределение дохода в экономике, экономическая теория среди разных факторов рассматривает показатель неравенства как один из определяющих факторов уровня социальных расходов в государственном бюджете, отмечают аналитики ЕАБР.
Если оценивать ситуацию по коэффициенту Gini, согласно которому чем выше индекс, тем больше разрыв между богатыми и бедными, то большинство экономик СНГ последние годы находились в границах среднего показателя неравенства (29–31). Однако в России, Киргизии и Таджикистане этот показатель возрос и являлся несколько выше среднего. Украину и Беларусь можно отнести к странам с более низким показателем неравенства. Для сравнения: коэффициент Gini в Швеции и Японии варьируется около 25, а в Китае и Бразилии превышает 45, говорится в исследовании ЕАБР.
Таким образом, высокая доля социальных расходов в самой богатой экономике СНГ – российской – объясняется ростом разрыва в доходах между богатыми и бедными. В то же время и низкую долю социальных выплат, например, в Киргизии и Таджикистане можно также объяснить высоким уровнем социального неравенства в обществе. Обе эти страны сегодня относятся к экономикам с низким уровнем дохода. А вот Казахстан, считают аналитики ЕАБР, менее показателен, поскольку показатель Gini практически не изменился, а социальные расходы государства сравнительно невысокие. «Сама система перераспределения доходов и ее эффективность являются немаловажными факторами, определяющими размер социальных выплат в государственном бюджете», – делают вывод авторы доклада.
Со своей стороны независимые эксперты отмечают, что, несмотря на перманентное наращивание социальных выплат, социальное неравенство год от года только увеличивается. «В основе происходящего лежит специфика отечественной экономики, а конкретно – ее сырьевая структура», – говорит замдиректора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. Безусловный лидер – нефтегазовый сектор, другие же сектора российской экономики остаются малоэффективными. И властям приходится перераспределять сверхдоходы, поступающие в казну за счет продажи энергоносителей. За этим просматривается очевидная попытка снизить уровень социальной напряженности в обществе.
«Однако по объемам социальных выплат наша страна сейчас на пределе своих возможностей, что связано не только с размером этих затрат, но и с их структурой», – убеждена Овчарова. По ее словам, до 70% общего объема социальных расходов сегодня направляется в пенсионную систему, на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. Это делается в ущерб поддержки другим социальным группам. В частности, поддержка многодетных семей идет уже фактически по остаточному принципу.