Встреча двух конкурентов-гигантов на подмосковном аэродроме.
Фото Романа Смирнова
Вчера премьер Владимир Путин посетил X Авиакосмический салон МАКС-2011, проводимый под его патронажем и при поддержке госкорпорации «Ростехнологии». На аэродроме в подмосковном Жуковском самолеты и вооружение представили компании из 40 стран мира. Ожидается подписание контрактов на общую сумму 10 млрд. долл. Впрочем, за два десятилетия МАКС пока не стал Меккой для мировых авиастроительных компаний, которые свои новинки предпочитают показывать на салонах в британском Фарнборо и французском Ле Бурже.
Едва ли не единственным значимым событием МАКС-2011 стал дебют российского истребителя пятого поколения Т-50. Новинку отечественного авиапрома, название которого более подобает бронетанковой технике, вчера показали Владимиру Путину. Самолет поднялся в небо и даже совершил демонстрационный полет. У премьера была возможность посмотреть эту машину вблизи, дабы получить материальное подтверждение, что сотни миллионов бюджетных рублей потрачены не впустую.
Кроме сверхсекретного Т-50 Путин проявил интерес и к другим экспонатам Авиакосмического салона. В их числе авиалайнер SuperJet RRJ-100, совместный продукт российского и украинского авиапромов самолет Ан-158, французский Airbus-A380 и американский Boeing-787 Dreamliner. В работе салона принимают участие 800 компаний из 40 стран.
Во время посещения Авиакосмического салона премьер подтвердил, что в Жуковском будет создан кластер авиапрома мирового уровня. «Нам нужен мощный интеллектуальный технологический центр. Вы знаете, мы приняли решение здесь, в Жуковском, создать национальный центр авиастроения, в который войдут ведущие научные центры, КБ, институты и опытные заводы», – сказал Путин. По его словам, «на базе центра, по сути, будет сформировано инновационное ядро отечественного авиапрома». «Как мы рассчитываем, исследовательский, производственный кластер мирового уровня должен здесь возникнуть с необходимой социальной, транспортной инфраструктурой», – добавил премьер. В заключение он выразил надежду, что «к следующему авиасалону МАКС-2013 здесь появится здание новой штаб-квартиры российской объединенной авиастроительной корпорации, а также другие объекты национального центра авиастроения».
По оценкам экспертов, сумма контрактов, которые могут быть заключены на МАКС-2011, а это один из основных критериев, по которому оценивается вес авиасалона, может превысить 10 млрд. долл. Сбудется ли прогноз, покажет время. В день открытия авиасалона индонезийская компания Sky Aviation подписала контракт более чем на 380 млн. долл. на покупку 12 российских самолетов Sukhoi SuperJet-100. Авиалайнеры будут поставлены заказчику до 2015 года.
Впрочем, этот успех был подготовлен. Соответствующий меморандум о намерениях был подписан сторонами в июне этого года на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. Именно там, а не в Жуковском, состоялась мировая премьера авиалайнера Sukhoi SuperJet-100. Получается, что даже для российских авиапроизводителей, стремящихся к продвижению своей продукции на мировых рынках, больший интерес представляют зарубежные авиасалоны, имеющие давнюю историю и куда более высокие рейтинги, чем свой МАКС.
Путин на эти нюансы внимания не обратил. Выступая вчера, премьер обозначил новые рубежи, на которые должна выйти и отечественная космонавтика. По словам Путина, Россия входит в четверку лидеров по расходам на освоение космоса и возвращается к программам исследования планет Солнечной системы. Он заявил, что «государство оказывало и будет продолжать оказывать поддержку российскому авиакосмическому комплексу. Для нас это абсолютный стратегический приоритет». «Несмотря на известные трудности и в мировой, и в нашей экономике в период ее спада, в период кризиса мы не сократили ни одной авиакосмической программы. Все финансировались ритмично и в полном объеме», – отметил Путин.
Многие эксперты критически оценивают МАКС-2011. «Что касается космонавтики, то на этом салоне ничего, кроме макетов, нет. Т-50 вообще недоработан. Самолет пустой. Для него пока не создано ни двигателя, ни авионики, ни вооружения», – говорит независимый эксперт в области космонавтики и вооружений Андрей Кисляков. При этом он считает некорректным проводить сравнения МАКСа с Фарнборо или Ле Бурже. Конкурировать с ними Московский авиакосмический салон не в состоянии. Особую сложность создает тот факт, что салоны Ле Бурже проводятся в один год с МАКСом, отвлекая на себя значительное число участников.