Министры утверждают планы будущих заимствований.
Фото РИА Новости
Вчера президиум правительства рассмотрел проект основных направлений долговой политики России, рассчитанный на 2012–2014 годы. В числе целей, которые Минфин ставит в этом документе, – создание условий для повышения кредитного рейтинга страны до категории «А». Независимым экспертам задача представляется практически недостижимой. Слишком высокие риски несет в себе сырьевая экономика нашего государства. И этот факт не могут не учитывать международные рейтинговые агентства.
На вчерашнем заседании президиума правительства тема государственной долговой политики прозвучала особенно актуально в свете происходящего на мировых рынках. Предложения Минфина по государственным заимствованиям направлены на обеспечение дополнительной устойчивости экономики и финансовой системы России.
В среднесрочной перспективе государственная долговая политика должна решить проблему покрытия дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на внутреннем и международном рынках. По крайней мере на это надеются наши чиновники. Среди главных целей этой политики – обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости, а также поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А» (сейчас по шкале Standard&Poor’s Россия имеет рейтинг «BBB»).
Минфин предлагает осуществить государственные внутренние заимствования за счет выпуска государственных ценных бумаг более чем на 6,3 трлн. руб.: в 2012 году – почти на 2 трлн. руб., 2013-м – на 2,08 трлн. руб., 2014 году – на 2,27 трлн. руб. Напомним, что по состоянию на 1 июля госдолг Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе внутренний долг – 3,6 трлн. руб., внешний долг – 36,8 млрд. долл., что эквивалентно 1 трлн. руб. Чиновники Минфина, исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития на 2012–2014 годы, и с учетом планируемых объемов госзаимствований считают, что значения показателей долговой устойчивости России останутся вне опасных зон.
Эксперты не по всем пунктам согласны с такими оптимистичными оценками и прогнозами. Некоторые задачи им кажутся практически неосуществимыми. В частности, главный экономист «Тройки Диалога» Евгений Гавриленков сомневается в способности России добиться повышения кредитного рейтинга до уровня «А». По его мнению, при растущих госрасходах, зависимости отечественной экономики от мировых цен на нефть эта цель недостижима. Бюджет в ближайшие несколько лет будет сбалансирован лишь при условии, что нефть будет стоить 125–128 долл. за баррель, напомнил Гавриленков. И международные рейтинговые агентства не могут не учитывать эти риски.
«В экономике РФ есть свободные финансовые ресурсы для осуществления внутренних заимствований. Об этом говорят увеличивающиеся объемы остатков на корсчетах и депозитах в ЦБР. Но в основном спрос на облигации федерального займа (ОФЗ) предъявляют банки с государственным участием, на долю которых приходится около 60% объема ОФЗ. Такая ситуация сложилась из-за их невысокой доходности. ОФЗ не пользуются спросом у российских частных компаний», – считает руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов.
По его мнению, предлагаемое Минфином наращивание заимствований на внутреннем рынке определяется большей возможностью управления госдолгом, чего не скажешь о внешних займах. Эти займы проходят в иностранной валюте, что в периоды нестабильности и резких колебаний курса повышает стоимость долгов. Именно в связи с этим Минфин осуществляет мониторинг внешних заимствований и планирует в среднесрочной перспективе навести порядок с займами госкорпораций, которые на мировом рынке воспринимаются как составные части суверенного долга России.
Аналитик Номос-банка Ольга Ефремова согласна с мнением коллеги. «Приоритетность внутреннего рынка в части привлечения новых долгов, как мы полагаем, обусловлена слабой предсказуемостью конъюнктуры внешних долговых рынков в ближайшей перспективе. При этом потенциал внутреннего рынка рассматривается как нереализованный полностью», – говорит эксперт. По ее мнению, можно говорить о сохраняющемся запасе свободной ликвидности в банковской системе и о сохраняющихся высоких объемах покупок ОФЗ со стороны ВЭБа как управляющего средствами Пенсионного фонда.
В то же время Ефремова отмечает, что в проекте долговой политики предполагается увеличение ежеквартального размещения ОФЗ с 350–380 млрд. руб. в 2011 году до 568 млрд. руб. к 2014 году. По ее мнению, без дополнительных мер по стимулированию спроса выполнить эту задачу будет достаточно сложно. ЦБ придется балансировать, чтобы соблюсти государственные интересы и не допускать существенного роста стоимости обслуживания госдолга, но в то же время поддерживать ставки денежного рынка на таких уровнях, которые делают покупки ОФЗ доходными.