Даже зерновые рекорды не спасут отечественных фермеров от возможного банкротства.
Фото Reuters
Возобновление Россией зернового экспорта приводит к парадоксальным результатам. Доходы экспортеров превысят 4 млрд. долл., а производителям внутри страны, напротив, придется затянуть пояса. Об этом заявили вчера представители Российского зернового союза. Внутренние цены на зерно идут вниз, фермерам все труднее расплачиваться по кредитам и получать новые займы.
Россия в августе может увеличить экспорт зерна до 3–3,5 млн. тонн, заявил вчера президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. В целом же экспортный потенциал страны в этом году глава РЗС оценивает в 20 млн. тонн: «Возможно, и 25 миллионов тонн, но вопрос в том, сможем ли мы этот объем поставить в силу опять же инфраструктурных ограничений».
За возвращение на мировой рынок России пришлось слишком дорого заплатить – российская пшеница продается по цене на 30 долл. с тонны меньше, чем зерно ближайших конкурентов. «Мы не ожидали, что цена возвращения будет столь высокой, мы рассчитывали, что разница в цене будет не более 5 долларов за тонну», – заявил Злочевский. При этом он напомнил, что до введения зернового эмбарго разница в цене на российское зерно и зерно конкурентов была 2–3 долл. за тонну.
Вместе с тем в настоящее время цена на российское зерно на мировом рынке подрастает. Если в начале июля оно продавалось по 243–245 долл. за тонну, то в настоящее время – по 250–252 долл. за тонну, отметил он. И эта тенденция, считает глава РЗС, будет продолжена.
Рост экспортных цен, естественно, не радует покупателей. Так, вчера представители Египта объявили, что они пытаются найти других поставщиков после того, как цены на российское зерно выросли почти на 5% менее чем за месяц. Об этом сообщает агентство Bloomberg. Генеральная дирекция Египта по сырьевым поставкам (GASC) 7 июля закупила у России пшеницу по цене 243,5 долл. за тонну. Но уже 29 июля Египет заплатил по итогам тендера 255,25 долл. за тонну. «Цены на пшеницу из России постепенно растут – тендер за тендером, – сокрушается вице-председатель совета директоров (GASC) Номани Номани. – Теперь мы подстегиваем другие страны к повышению конкурентоспособности и понижению стоимости продукции, мы также ищем пути расширения нашего списка поставщиков». Отмечается, что Египет сейчас рассматривает возможность возобновления импорта пшеницы из Румынии и Украины.
Тем не менее, по оценке Злочевского, объем продаж российского зерна на мировом рынке в этом году составит не менее 4 млрд. долл. Основными его покупателями будут страны Северной Африки и Ближнего Востока. Но в настоящее время, отметил он, формируется и новый рынок сбыта, в который входят страны Юго-Восточной и Южной Азии. Начали закупки российского зерна Индонезия, Южная Корея, Япония.
В то же время ситуация на внутреннем рынке вселяет тревогу. «Внутренние цены за последние две недели упали почти на тысячу рублей за тонну, – констатирует президент РЗС. – Себестоимость тонны пшеницы составляет около 4 тысяч рублей за тонну. Но уже сегодня, когда собрано всего около 25% урожая, текущие внутренние цены опустились до 4,7–4,8 тысячи рублей за тонну и продолжают снижаться». Производители рискуют остаться не то что без прибыли, а и вовсе выйти в убыток. При этом доступ к кредитным ресурсам может еще более осложниться.
«Отечественные производители находятся в сложном финансовом положении: из-за снижения цен они вынуждены активно распродавать свои запасы, чтобы иметь возможность пополнить оборотные средства для продолжения уборочной или скорого озимого сева, – говорит директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. – Для решения проблемы мы уже давно предлагаем вместо интервенционного механизма регулирования рынка ввести систему минимальных гарантированных закупочных цен с возможностью обратного выкупа. В этом случае сельхозпроизводителю объявляется минимальная фиксированная цена, по которой государство готово закупать его новый урожай. Причем минимальные цены фиксируются не в конце марта, как это происходит сейчас, а примерно за год до уборки нового урожая. Таким образом, принимая решение о новом севе, который происходит в конце лета, сельхозпроизводители будут уже знать гарантированную цену. Они должны иметь возможность прямо с поля отвезти зерно на элеватор и получить за него фиксированную цену. Кроме того, должна быть возможность обратного выкупа зерна с условием оплаты услуг по хранению». По словам Сизова, Минсельхоз работает над этой проблемой и обещает введение подобного механизма этой осенью.
В свою очередь, оценивая внешние и внутренние перспективы, аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов отметил, что экспортные цены начнут расти, как только позиции России восстановятся, но все же дисконт будет сокращаться только постепенно. «Цена будет зависеть от ситуации на мировом рынке, поэтому размер скидки назвать достаточно сложно, но, на мой взгляд, дисконт будет сохраняться в текущем году на уровне 10–13 долларов за тонну, так как сейчас это главное преимущество российского зерна, – считает он. – Если дисконт будет меньше, то крупные импортеры просто переключатся на более выгодный с точки зрения соотношения цена/качество продукт».
Что же касается внутреннего рынка, то, как отмечает Сафонов, здесь из-за высокого предложения внутренние цены снижаются и производители работают или на грани рентабельности, или вовсе без нее. «При этом государственные интервенции начнутся слишком поздно и до возвращения цен на приемлемые уровни может пройти слишком много времени. В связи с этим нынешний год станет еще одним, в котором предприятия работали без прибыли, – отмечает он. – И здесь дело даже не в том, что нет механизмов для регулирования рынка, просто они мало используются и не могут убрать дисбалансы, которые характерны для российского рынка. Одним из главных механизмов остаются государственные интервенции, просто их нужно начинать не тогда, когда цена упадет ниже 3 тысяч рублей, а уже в ближайшее время».