В «Газпроме» пока не собираются отступать от своих принципов.
Фото Reuters
Принципы формирования газовой цены и условия долгосрочных контрактов, которыми годами гордился «Газпром», сегодня трещат по швам. Оборона прорвана – после победы над могущественным концерном небольшой итальянской компании Edison к тактике судебных разбирательств пришел германский концерн E.On, руководство которого решило обратиться в арбитраж для решения вопроса о цене на газ. По мнению экспертов, на очереди со своими претензиями стоят французская GDF Suez, немецкая RWE, компании балтийских стран. Таким образом, перспектива пересмотра исторических принципов ценообразования встает перед «Газпромом» в полный рост.
О том, что давний партнер «Газпрома» – германский E.On решил обратиться в суд, с некоторой обидой заявил в минувший понедельник заместитель гендиректора компании «Газпром экспорт» Сергей Челпанов. «В результате длительных переговоров между E.On и «Газпром экспортом» с 1 января 2010 года были внесены изменения в формулу, по которой определяется цена природного газа, поставляемого этой германской компании, – уточнил он. – Всего месяц спустя E.On обратился с новой просьбой пересмотреть эти цены. Переговоры длились более года, но договоренность не была достигнута. Тогда наши германские партнеры решили обратиться к арбитражным процедурам, что предусматривается контрактом».
Впрочем, Челпанов считает, что «такое обращение не означает разрыва переговорных отношений». «Мы исходим из того, что поиск решения будет продолжен», – надеется он.
Между тем недовольство нерыночной ценовой политикой «Газпрома» уже прорвалось две недели назад, когда небольшая итальянская компания Edison, покупающая всего-то около 2 млрд. газа в год, сумела договориться о пересмотре цены по долгосрочному контракту на поставку газа из России с учетом «изменившихся рыночных условий». Почти три года переговоров закончились обращением в суд и капитуляцией «Газпрома».
Случай с E.On чреват более серьезными последствиями: во-первых, Германия – давний союзник «Газпрома» в газовых вопросах, так что сам факт обращения в суд немецкой компании – это очень тревожный факт. Во-вторых, в структуре экспортных поставок «Газпрома» Германия занимает более 23% – 33 млрд. кубометров российского газа. И закрыть глаза на такие объемы уже невозможно.
С другой стороны, делать скидки, сохраняя «незыблемость позиций», – это фирменный стиль бизнеса отечественного монополиста. Один факт: в феврале прошлого года «Газпром» снизил для Турции стоимость газа на 6,5% и простил Анкаре долг за недобор сырья по контрактам «бери или плати» в 2009 году. За счет дисконта Турция сэкономила порядка 400 млн. долл., подсчитали турецкие эксперты, а еще 160 млн. долл. составляла задолженность за нарушение контракта.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, «Газпром» еще долго может делать вид, что сохраняет статус-кво, на практике постепенно сдавая свои позиции под натиском зарубежных потребителей. «В прошлом году E.On договорился о переводе 16% контрактных объемов для расчета по спотовой цене, но тогда цена на срочном рынке была практически в два раза меньше, чем в долгосрочных контрактах «Газпрома». К концу 2010 года спотовые цены подтянулись к газпромовским, и катастрофа в Японии поддерживает их на этом уровне. Соответственно привлекательность внесенных изменений в договор для E.On снизилась, – поясняет старший аналитик инвестиционной компании «Арбат Капитал» Виталий Громадин. – Вряд ли «Газпром» согласится продавать весь газ по спотовым ценам, но, возможно, с учетом обширных интересов в Германии и партнерских отношений доля таких продаж будет увеличена». По его мнению, «Газпром» в текущих условиях не пойдет на повальное изменение ранее подписанных контрактов. «Политика концерна допускает послабления наиболее давним и уважаемым партнерам», – поясняет Громадин. Но на фоне образовавшейся тенденции следующими за пересмотр выскажутся балтийские страны, полагает он.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин уверен, что на очереди за скидками уже выстроились «давние друзья». Например, французская GDF Suez и немецкая RWE, которая давно ведет переговоры, требуя либо изменения формулы цены, либо скидки. «Ситуация складывается для «Газпрома» плачевно, – считает Крутихин. – Хорватия уже отказалась от российского газа совсем, Болгария намерена сделать это через два года». Изменить ситуацию можно, но на это, как говорится, нужна политическая воля, которой нет и в ближайшем будущем не предвидится. В результате будет продолжаться «ползучая революция» – «Газпром» будет понемногу сдавать свои позиции перед натиском партнеров, но при этом будет заявлять о незыблемости собственных принципов, считает эксперт.
В свою очередь, аналитик группы БКС Андрей Полищук отмечает, что участники рынка ожидали, что спор «Газпрома» с европейскими потребителями о ценах на газ перейдет на судебный уровень, так как газовый монополист не готов идти на скидки, тем более для крупнейших потребителей. «Мы считаем, что такая тенденция достаточно опасна для «Газпрома», так как может привести к лавине требований по снижению цен не только в Центральной, но и в Восточной Европе, – предупреждает он. – Но, учитывая, что контрактные формулы были согласованы и подписаны потребителями, у «Газпрома» достаточно большие шансы отстоять свою позицию в суде». Аргументы о более низких ценах на газ на спотовом рынке могут быть не приняты судом, так как его объемы существенно ниже контрактных поставок. «Мы считаем, что «Газпром» до последнего будет отстаивать текущие контрактные цены на газ и готов идти на скидки только при условии увеличения потребления», – считает Полищук.