В штаб-квартире Deutsche Bank настроены на скорейшее избавление от проблемных активов.
Фото Reuters
Операция по спасению греческой экономики, в которую вкачано в общей сложности уже порядка 260 млрд. евро, может стать лишь отдельным эпизодом продолжающегося европейского кризиса. На очереди не только относительно небольшие страны вроде Ирландии или Португалии, но и крупные экономики Евросоюза – Испания, Италия, а может быть, даже Франция. В ходе вчерашнего видеомоста Москва–Берлин, организованного РИА Новости, аналитики признали, что универсальных методов решения проблемы не существует. И если Грецию и Ирландию вытащить из острого кризиса еще можно, то на помощь другим странам денег в Резервном фонде ЕС уже не хватит. В связи с этим российские и немецкие экономисты не исключают новой рецессии, снижения цен на энергоносители и как следствие – обострения проблем в российской экономике, ориентированной на экспорт энергоресурсов.
Кризис греческой экономики, продолжающийся уже больше года, разгорелся с новой силой, несмотря на усилия европейских финансовых структур – заявили участники видеомоста. Страны ЕС, в первую очередь Германия, раз за разом закачивают в греческую экономику все больше денег. Объем помощи уже перевалил за 260 млрд. евро. Греческое правительство принимает более жесткие меры экономии, сталкиваясь с растущими протестами внутри страны, но положение по-прежнему критическое. Следом за Грецией с финансовыми сложностями уже столкнулись Португалия, Испания, Италия. Некоторые эксперты считают, что и у Франции экономические сложности не за горами.
При этом экономика Германии явно не в силах вытянуть на себе всю Европу. На днях стало известно, что крупнейшая кредитная организация Германии – Deutsche Bank – сократила пакет гособлигаций Италии почти на 90% за шесть месяцев текущего года. Согласно отчетности, на конец 2010 года Deutsche Bank был держателем 8 млрд. евро суверенных долгов Италии, а к концу июля объем итальянских облигаций составлял уже всего 997 млн. евро. Бывший премьер-министр Италии Романо Проди назвал этот факт «полным отсутствием солидарности» со стороны германского правительства. При этом общий объем долгов проблемных стран еврозоны – PIGS (Португалия, Ирландия, Греция, Испания), выкупленных банком, сократился за этот период на 70% – до 3,7 млрд. евро. Между тем госдолг итальянского правительства превышает 120% ВВП, или почти 1,9 трлн. евро.
По мнению части экспертов, ситуация складывается тревожная, но вполне разрешимая. Как отметил директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, все предположения о том, что было бы лучше привести Грецию к дефолту, – несостоятельны. «Выход Греции из Евросоюза – катастрофа для европейской идеи. Это был бы сигнал всему миру о том, что интеграция идет вспять, – пояснил он. – Если единое европейское экономическое пространство начнет сужаться, то именно немцы понесут наибольшие потери, несмотря на тот факт, что обыватели внутри страны протестуют против столь значительных программ помощи грекам. Спасая Грецию, Германия спасает себя, и это, по-моему, не преувеличение».
В свою очередь, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов считает, что если бы ситуация была пущена на самотек, то последствия были бы непредсказуемыми. «Именно Германия и Франция в мае 2010 года переломили негативную ситуацию, предоставив Греции 110 миллиардов евро, которые за год и были истрачены, – напомнил он. – Сегодня евро держится, а Греция, так же как Португалия, Испания и Ирландия, начала реформы».
Впрочем, как пояснила замруководителя рабочей группы по вопросам европейской интеграции в Институте политологии им. Отто Зура Свободного университета Берлина Сабине фон Оппельн, очередной пакет помощи Греции (109 млрд. евро плюс 50 млрд. евро – от частных инвесторов), одобренный на саммите ЕС в Брюсселе 21 июля, – «решение в правильном направлении, призванное предотвратить развал еврозоны». «Это компромисс между немцами и французами. Но этого недостаточно для преодоления кризиса, – уточнила она. – Универсального механизма помощи в кризисной ситуации, видимо, не существует. Но если кризис распространится на крупные экономики, такие как испанская и итальянская, то встанет вопрос, хватит ли средств для помощи». «План спасения Греции очень действенный, сейчас остается только ждать его исполнения, – считает управляющий активами группы БКС Николай Солабуто. – Угроза для Евросоюза может возникнуть только при саботировании греками плана спасения, а это очень вероятный сценарий. В Южной Европе очень сильны профсоюзы, и весьма возможный массовый саботаж поставит под угрозу не только спасение Греции, но и всей еврозоны».
По мнению ведущего эксперта «Инжиниринговой компании «2К» Сергея Воскресенского, новый пакет помощи – это лишь очередное откладывание решения проблем. «Европа находится в очень сложной ситуации, и нужно принимать гораздо более кардинальные меры, – уверен он. – Кризис расползается по другим странам, в обозримом будущем с проблемами столкнутся уже очень крупные экономики континента, например Италия». Германия постоянно заявляет о своей готовности спасать евро и сохранить Евросоюз любой ценой, но вытянуть всю Европу Германия не может. «Для сохранения единой Европы нужно выработать единую финансово-бюджетную политику, – полагает аналитик. – Если Европа сможет поступиться своими национальными интересами ради общеевропейских, тогда мы и получим решение проблемы».
При этом на России проблемы ЕС отразятся самым серьезным образом, уверен Воскресенский. «Европа – основной покупатель наших энергоресурсов. Проблемы европейских экономик и новая рецессия, безусловно, отразятся на ценах на сырье и энергоносители, – продолжает он. – А падение цен на сырье для нас совсем нежелательно. Стоит вспомнить о том, что наш бюджет может быть сбалансирован только при цене на нефть 120 долларов за баррель».