Нестабильность в Северной Африке вынуждает наших туристов искать пляжный отдых в Европе.
Фото Reuters
Представители туристической отрасли выступили вчера с тревожным предупреждением. Российская туриндустрия на грани нового кризиса. Только теперь это будет кризис не турпотоков, а рентабельности. Не последнюю роль в нем сыграли египетские потрясения, которые разожгли аппетит к наживе у турецких туроператоров. Чтобы восстановить пошатнувшийся в результате ценовых игр спрос, компании вынуждены сейчас снижать цены или уходить с рынка. Это снижение в будущем рикошетом ударит по потребителям новым подорожанием туров.
На первый взгляд ситуация с выездным туризмом в России изменилась этим летом по сравнению с летом прошлого года незначительно. Конъюнктура спроса осталась прежней, сообщила вчера «НГ» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
«На первом месте с точки зрения спроса находится Турция, далее в порядке убывания туристического интереса следуют Греция, Испания, Болгария, Египет, Хорватия, Кипр, Таиланд, Черногория», – сообщила Ломидзе. Пожалуй, единственным серьезным исключением, по ее словам, стал Египет, который по летнему спросу переместился со второго-третьего места на четвертое-пятое. «Спрос на Египет сейчас примерно на 35–40% ниже, чем было в аналогичном периоде прошлого года. И это объяснимо», – уточняет Ломидзе, ссылаясь на недавние политические потрясения Египта. Нестабильность же в Греции на спросе россиян совсем не сказалась.
Но при более детальном рассмотрении становится ясно, что на самом деле туротрасль России пережила серьезную метаморфозу – прежде всего в вопросах стоимости туров. Сначала цены на летние туры прогнозировались высокими, превышение показателей прошлого года ожидалось на уровне 15–20% – указывают в АТОР. Это было связано с резким подорожанием туров в Турцию, которая стала поднимать цены на фоне североафриканских потрясений. «Спрос на летние туры в Турцию уже весной был высоким», – поясняет Ломидзе. Также скачок цен был связан с подорожанием топлива, которое произошло сначала планово в апреле, а потом – внепланово – в мае. Такой расклад в итоге отпугнул потребителей, и с начала лета стало понятно, что спрос оказался ниже, чем предложение, практически на всех туристических направлениях. Участникам рынка пришлось корректировать свои программы. И уже в результате этой корректировки мы и получили довольно щадящие по стоимости туры. «Потребители от всего этого выиграли, – говорит Ломидзе. – Потому что для них цены оказались в некоторых случаях на 20–30% ниже, чем в прошлом году». В проигрыше осталась туротрасль, которая начинает балансировать на грани рентабельности.
Хотя некоторые эксперты оценивают рост цен на путевки несколько иначе. «В этом году цены повысились на 5–15% в зависимости от направления. И связано это с удорожанием авиабилетов, стоимость перелета составляет от 30 до 70% стоимости всего тура», – обращает внимание эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева.
В АТОР напомнили: прошлый – послекризисный – год стал в России рекордным по выездному турпотоку: «Показатели по количеству обслуженных туристов перекрывали показатели 2008 года практически на всех направлениях за редким исключением. В этом году прирост потока тоже будет. Правда, уже не на 25%, а на 5–7% относительно прошлого года». То есть в этом году особых проблем с выездными туристами быть не должно. Но проявится в полной мере другая проблема – снижение рентабельности российского турбизнеса.
С одной стороны, еще рано судить, что принесет российской туротрасли 2011 год в целом. Ведь впереди самый активный и хлебный для рынка месяц – август. «Но, с другой стороны, глубины продаж нет, поэтому в зимний сезон скорее всего компании войдут с минимальной прибылью. Хорошо, если она вообще будет. Не исключено, что часть компаний закроется», – предупреждает Ломидзе. По ее словам, это произойдет без последствий для клиентов. Точнее – негативные последствия наступят не сразу. Если отрасль начнет проседать и количество участников рынка сократится, то рано или поздно цены все же подскочат. «Они станут реальными, и для потребителя это будет означать беспрецедентное подорожание, – делает вывод Ломидзе. – Но произойти это может не раньше следующего сезона».
Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, в свою очередь, вчера добавил: конъюнктура рынка стремительно меняется, что связано и с социально-политическими потрясениями в странах Северной Африки, и с европейским финансовым кризисом. «В настоящее время большой поток российских отдыхающих перенаправлен сегодня в Турцию, несмотря на негативный фон, вызванный отравлениями и болезнями наших туристов в этой стране», – поясняет эксперт.
Судя по всему, в этом сезоне для россиян предпочтительнее становится Европа – в Египте летом слишком жарко, к тому же непонятна ситуация – в сентябре там должны пройти новые выборы. «В результате более чем 30-процентный рост показывает Греция, где к тому же в среднем цены на путевки упали здесь примерно на 10%. И это не считая различных спецпредложений, – перечисляет Барзыкин. – Кипр по итогам первого квартала показал рост более чем на 60%, Италия за этот же период – плюс 44%, стабильно растет Испания. При этом по ценам ситуация в среднем не изменилась».
От возможного кризиса отечественная туристическая отрасль, конечно, не застрахована, добавляет эксперт. Однако, по его мнению, каких-то особых глобальных потрясений ждать все же не стоит.
Тезис о назревающих проблемах в аккуратных формулировках поддержала директор московского офиса компании «Туринфо группа РФР» Светлана Фоменко. Она уточнила, что рентабельность отрасли снижается везде – не только в России, но и в Великобритании, Германии и т.д. Этот процесс начался не вчера, он был спровоцирован экономическим кризисом 2008 года. Некоторые туркомпании и операторы – даже с десятилетним опытом работы – начали уходить с рынка, сокращаются авиаперевозки. Неизбежен в будущем и рост цен для потребителей.
Правда, по словам Фоменко, цены на туры растут обычно в соответствии с общей инфляцией, и тут нет ничего удивительного. Исключение составляет, пожалуй, только Турция, которая из-за Египта небывало задрала стоимость туров. На ее фоне другие туристические направления стали намного доступнее, однако внешняя дешевизна порой оборачивается плохими условиями отдыха, предупреждает Фоменко: «Например, качество сервиса в Египте значительно ухудшилось по сравнению с тем, что было до политического кризиса. Это сказывается на инфраструктуре отелей – на питании, сервисе, персонале».