Создание Федерального дорожного фонда должно полностью обеспечить финансирование строительства, содержания и ремонта автотрасс. Глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Анатолий Чебунин обещает в рекордно короткие сроки – всего за три года – привести в порядок все 50 тыс. километров федеральной дорожной сети.
Переход на нормативное финансирование потребностей дорожной отрасли страны произойдет в 2014 году. Объем средств, аккумулируемых в Федеральном дорожном фонде, позволит на 100% покрывать затраты на содержание, текущий и капитальный ремонт федеральной сети дорог, заявил во вторник на пресс-конференции Чебунин. В результате удастся ударными темпами решить застарелую проблему отрасли – недоремонт автотрасс в виду ограниченности бюджетных ресурсов. По оценке главы Росавтодора, цена вопроса на сегодняшний день составляет 170 млрд. руб., однако с учетом ввода в эксплуатацию новых участков федеральных трасс, а также инфляции затраты будут выше.
В настоящий момент ли 40% российских автодорог федерального назначения полностью соответствуют современным стандартам качества. С региональными и муниципальными трассами – их протяженность оценивается в 700 тыс. километров – ситуация еще хуже, в виду ограниченности финансовых возможностей субъектов федерации и муниципалитетов.
Несмотря на это, Чебунин с оптимизмом смотрит в среднесрочное будущее отрасли. Дорожники наращивают объемы ремонта трасс. В прошлом году было отремонтировано 4,5 тыс. километров федеральных дорог, в планах текущего года – 5,5 тыс. километров. К 2017 году глава Росавтодора надеется довести этот показатель до 8-9 тыс. километров. Таким образом, ежегодно должны будут приводиться в порядок 17-20% автодорог.
Принципиальное значение имеют два момента – обеспечение должного качества строительства и ремонта автодорог и исключение хищений выделяемых на эти цели бюджетных ресурсов. Отвечая на вопрос «НГ», под силу ли решить эти задачи, Чебунин напомнил о ведомственной целевой программе управления качеством.
Делегация Росавтодора съездила в США для знакомства с передовым опытом. Оказалось, что американцы в специальных центрах осуществляют тотальный контроль за качеством исходных материалов (песок, щебень, битум и т.п.), используемых в дорожном строительстве. Такие же центры вскоре появятся и в России в федеральных округах. Стройматериалы, не прошедшие сертификации, запретят. Большие надежды чиновник возлагает на импортную дорожно-строительную технику, широко используемую в России. Эта техника «ведет за собой современные технологии», что исключает возможность отступления от стандартов качества.
Что касается якобы высокого уровня хищений бюджетных средств в дорожной отрасли, то глава Росавтодора заявил, что это – устоявшееся заблуждение. «Масштабы воровства не превышают среднероссийский показатель», – заверил чиновник. Потери от воровства в секторе государственных и муниципальных закупок в ноябре прошлого года озвучил президент Дмитрий Медведев – 1 трлн. руб., что составляет примерно десятую часть госрасходов. Если следовать логике Чебунина, что масштабы хищений в дорожном строительстве сопоставимы с обещероссийскими, то из 170 млрд. руб., которые получит отрасль, будет разворовано не менее 17 млрд. руб.