Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач готов разрушить тарифные иллюзии.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Надеяться на то, что тарифы не будут расти выше уровня инфляции, уже не стоит. Как заявил вчера замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, цены на услуги монополий будут расти быстрее, поскольку альтернативный вариант чреват снижением их же инвестпрограмм. Весной премьер Путин пытался привязать тарифы к инфляции, но, видимо, эти попытки останутся нереализованными. Цены на газ в 2012 году вырастут на 15%, причем для всех, а электроэнергия подорожает на 9–11%.
«Мы предлагаем по газу рост 15% декабрь к декабрю в 2012–2014 годах с одним изменением: модель, которая предполагалась для граждан, – повышение с 1 января на 5% и с 1 апреля на 9,5% – распространить на всех потребителей», – заявил Клепач, добавив, что в итоге в 2012 году рост тарифов составит 12,5%. Помимо этого Минэкономразвития предлагает установить предельный рост тарифов на электроэнергию в 2012 году на уровне 9–11%, в 2013-м – 7–10%, в 2014 году – 9–11%.
Впрочем, есть и альтернативный вариант, обмолвился Клепач. По нему темпы роста цен на газ в будущем году могут составить 6%, в 2013-м – 5,5%, в 2014 году – 5%. При том, что в планах – рост на 15% по всем периодам. Мешает лишь тот факт, что, как отметил Клепач, «данный сценарий приведет к существенной корректировке инвестиционных программ как в сетевом хозяйстве, так и возможные риски для РЖД и «Газпрома». В случае одобрения данного сценария для «Газпрома» существенно сдвигаются сроки перехода на безубыточные поставки газа на внутренний рынок, нарушаются пропорции межтопливной конкуренции и т.д., пояснил чиновник: «Это изменение всей системы приоритетов регулирования газовой отрасли».
Таким образом, о воплощении в жизнь идеи о том, что тарифы не должны превышать уровень инфляции, можно забыть.
Как заявил в беседе с «НГ» президент консалтинговой компании «НЕОКОН» Михаил Хазин, до сих пор непонятны цели, которые преследуют власти. «Если нужно улучшить положение «Газпрома», который и без того неплохо себя чувствует, то рост тарифов этому способствует, хотя газовый монополист хотел бы большего, – отмечает он. – Если речь идет о другом, то тогда надо пояснить, о чем именно. Потому что схема, предлагаемая Минэкономразвития, ударит в первую очередь по населению, малому и среднему бизнесу и вообще по всем отраслям промышленности».
Как отмечает управляющий активами УК «БКС» Николай Солабуто, заявления, которые мы слышим в последнее время, – закономерный процесс аппаратного взаимодействия чиновников и руководителей госмонополий. «От повышения тарифов пострадают практически все отрасли экономики – машиностроение, розница, сфера услуг, не говоря уже о том, что для очень большой прослойки населения подобное повышение сведет на нет все повышения социальных выплат, – перечисляет он. – Заявления руководства страны призваны успокоить электорат в преддверии выборов, но на самом деле ни о каком контроле роста тарифов речь не идет. Правительство не в состоянии снизить темп роста инфляции, и монополии будут продолжать лоббировать рост тарифов».
Впрочем, как поясняет гендиректор УК «АГАНА» Олег Телипко, тарифы растут ежегодно на сопоставимые цифры, так что каких-то глобальных последствий не предвидится. «Замечу, что Клепач предложил вариант поэтапного роста, с трехмесячным интервалом, – уточняет аналитик. – Скорее всего, это нужно для осуществления некоего мониторинга ситуации после первого повышения, которое позволит принять решение о реальной возможности дальнейшего увеличения цен».
В свою очередь, эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Петр Клюев напоминает, что еще весной была информация о том, что правительство может принять решение о повышении тарифов естественных монополий в пределах инфляции. «Однако эти надежды изначально не выглядели реальными. В итоге было принято другое решение, которое даже компромиссным назвать сложно, – сетует он. – И если инфляцию на 2012 год правительство прогнозирует в пределах 6,5%, рост тарифов на газ получается двукратным. Такое решение обосновывается тем, что монополиям нужно реализовывать инвестпрограммы. С этими доводами можно было бы согласиться, если бы не одно «но». Нет прозрачной системы расчета тарифа. Это проводит к тому, что монополии могут просить нужного им увеличения тарифа, не слишком привязывая его к инвестпланам».