Михаил Юревич приветствует любые инвестиции, способные укрепить экономику Челябинской области.
Фото Анатолия Колющенко
Делегация Челябинской области вернулась из деловой поездки в КНР, где представляла инвестиционный потенциал региона и провела целую серию переговоров с бизнесменами и инвесторами со всего мира. Южноуральский губернатор Михаил ЮРЕВИЧ рассказал корреспонденту «НГ» Денису МОИСЕЕВУ не только об итогах визита в Китай, перспективах отечественного автопрома и челябинского метро, но и поделился мнением о местной оппозиции и работе в регионе политических партий.
– Михаил Валерьевич, недавно делегация Челябинской области вернулась из Китая. Как вы можете оценить результаты поездки и почему именно Китай так важен региону как потенциальный инвестор?
– Китай – сильно развитая страна. На сегодняшний день это одно из лидирующих государств. Не зря именно Китай называют «сборочным цехом» всего мира. Там делают все: от телевизоров и телефонов до стали, меди, цемента и автомобилей. Ни одна страна в мире не имеет такой экономики, которая практически во всем выходит в лидеры. Мы были в городе Шанхае – город, как выставочная витрина. Соперничать с ним может разве что Токио. В Китае сейчас большой торговый профицит. Около двух триллионов составляет валютный резерв страны. Естественно, эти резервы в евро и долларах. Но поскольку доллар постоянно дешевеет, было принято решение размещать китайский бизнес на территории других стран. Точно так же, как внутри Китая, очень широко представлен бизнес из Европы. Здесь и автомобильный бизнес, и электроника, и даже сборка самолетов самых известных мировых брендов. Всего же в ходе визита нашей делегации в Китай мы подписали целый ряд соглашений о сотрудничестве с представителями местного бизнеса.
– А какие технологии или производства интересны самой Челябинской области? Может быть, уже есть какие-либо планы после визита в Китай?
– В Китае кроме всего прочего очень развито сельское хозяйство. После визита туда мы всерьез заинтересовались выращиванием сои здесь, в Челябинской области. Нужен и завод по ее переработке. Соя – очень высококалорийный продукт для животноводства, а мы до сих пор ее закупаем. Уже сейчас можно сказать, что производство сои станет областной программой.
Кроме того, мы не против, чтобы Китай вошел и на наш цементный рынок. Китайцы уже посчитали, что себестоимость их цемента не будет превышать тысячи рублей за тонну. У нас отпускные цены сейчас достигают четырех тысяч за тонну. То же касается и горнорудной промышленности. Большой интерес вызвал сектор машиностроения. На сегодняшний день мы приветствуем любые инвестиции, способные укрепить экономику Челябинской области, потому что местных просто не хватает.
– Не будут ли при этом ущемлены права местных предпринимателей? Не грозит ли нам китайская экспансия?
– Скорее всего большинство предприятий с китайским капиталом будет оформлено в виде СП. Это нам, конечно же, выгоднее. Но даже если где-то будет 100% китайского капитала, мы будем работать в диалоге с правительством РФ и местными производителями. Потому что рынок имеет определенную емкость, и если сегмент рынка уже занят отечественным производителем, то излишняя конкуренция может быть во вред. Мы это четко понимаем. Но вот, например, в производстве сои, о котором я уже говорил, у нас просто нет местных предпринимателей. Поэтому здесь дорога китайскому бизнесу открыта полностью.
– В Челябинской области уже неоднократно заявлялось о предоставлении льгот инвесторам, в том числе и налоговых. Не станет ли это нагрузкой для регионального бюджета?
– Все зависит от того, как будет развиваться экономика региона. Если рост сохранится на уровне 8%, то мы справимся со всеми обязательствами, которые уже запланировали. На следующий год в региональном бюджете, например, заложены очень большие суммы на повышение зарплат бюджетникам. Если рост приостановится, то придется сокращаться в расходах, к примеру, в капитальном строительстве. Я не сторонник загонять область в долги, не видя выхода. Жить нужно по средствам. Я не понимаю те области, в которых долги сопоставимы с размером бюджета. У нас варианты поведения ограничены: либо мы берем краткосрочный кредит на какие-то неотложные нужды, либо, что приоритетнее, сокращаемся в расходах.
– Одним из результатов вашей поездки в Китай стало заявление о возможности размещения на территории Челябинской области сборочного производства одного из китайских автоконцернов. Чем обусловлено такое решение?
– Автомобилестроение – сектор сложный. Но если брать изготовление легковых автомобилей, то российских производителей скоро не останется. Если Renault выкупит контрольный пакет АвтоВАЗа, то все наши автомобильные производители будут принадлежать разным иностранным компаниям. Если одна из них будет китайская – ничего страшного. Чем выше конкуренция, тем лучше.
– Что касается транспортной инфраструктуры, челябинского метро: есть ли будущее у недостроенной подземки? Или, может быть, проще закрыть стройку?
– Альтернативы метро нет. Если оно уже строится, его надо достраивать. Медленно, но работа будет продолжаться. Сейчас федерального софинансирования на строительство подземки нет. В региональном бюджете на год был выделен миллиард рублей. Плюс еще два отдельных объекта финансируются из дополнительных доходов. Один – двести миллионов рублей, чтобы закончить ствол метро в районе Торгового центра. Второй – четыреста пятьдесят миллионов рублей, чтобы привести в порядок проспект имени Ленина (центральная улица Челябинска. – «НГ»). При таком финансировании мы будем строить метро еще 15 лет, поэтому говорить о ближайших перспективах пока рано. Чтобы получить работающую подземку в обозримом будущем, финансирование нужно увеличить в пять раз. Что касается идеи отказаться от строительства метро, то свернуть стройку стоит всего лишь в два раза дешевле, чем ее продолжать. Поэтому метро мы будем строить.
– Ни для кого не секрет, что именно по наличию метро в мегаполисе многие судят о его развитости. Сам Челябинск и регион в целом довольно давно соперничает с соседним Екатеринбургом. Есть ли шанс у региона обойти в развитии своего северного соседа?
– Екатеринбург объективно крупнее Челябинска. И Свердловская область и по населению тоже, у них четыре с половиной миллиона жителей, у нас – три с половиной миллиона. Кроме того, Свердловская область богаче и в плане той же металлургии и добычи полезных ископаемых. Это сложилось исторически, еще с советских времен. Но у Челябинска есть свои преимущества. Это в первую очередь касается транспортной инфраструктуры. Пока мы не можем, как в некоторых китайских городах, например, отказаться от трамвая и троллейбуса. Однако сделать так, чтобы общественный транспорт не простаивал в пробках, – задача вполне реальная. В будущем мы рассчитываем в Челябинске усиливать роль общественного транспорта как альтернативу индивидуальным автомобилям. У нас уже сегодня хорошо развит рынок маршрутных перевозок. Сейчас мы стимулируем этих перевозчиков покупать специальный большой низкопольный транспорт.
– Что касается гражданского общества, насколько оно развито сегодня в Челябинской области? Как работают политические партии в регионе?
– Я считаю, что работа партии «Единая Россия» в Челябинской области поставлена довольно неплохо. Здоровые и конструктивные силы собраны в этой партии.
– А наличие оппозиции? Есть в регионе оппозиционные силы, способные на конструктивный диалог, а может быть, и на критику власти?
– Оппозиция, конечно, есть. Она не имеет ярко выраженного лидера, потому что все они (лидеры. – «НГ») когда-либо себя уже дискредитировали. Но попыток дискредитировать власть они не оставляют. Приведу последний пример. В районе Шершневской плотины у нас строится мост, чтобы соединить центр с густонаселенным Северо-Западным районом города (спальный район Челябинска. – «НГ»). Также расширяются на шесть метров улицы Худякова и Доватора с целью создать хороший транспортный коридор, чтобы люди не стояли в пробках, чтобы загазованность была ниже. Но какой шум устроили вокруг этого! Начали заявлять о том, что якобы при расширении этих магистралей вырубаются реликтовые сосны. Дальше вообще появились листовки о том, что будет производиться вырубка городского бора и новая дорога пойдет прямо через него. Эти громкие заявления не имеют под собой никакой почвы. Будучи мэром Челябинска (до апреля 2010 года. – «НГ»), я контролировал этот процесс – в бору ни одной сосны не срубили. Уже сейчас администрация Челябинска предоставляет мне данные, согласно которым у нас будет высажено в 20 раз больше деревьев, чем вырублено при дорожном строительстве. И впредь буду лично контролировать, чтобы никаких вырубок реликтового леса не было. Челябинский городской бор – это наше достояние, это легкие нашего города.