Глава Роскосмоса Владимир Поповкин знает, как распорядиться казенными средствами.
Фото ИТАР-ТАСС
Поддержание отечественной навигационной системы ГЛОНАСС в ближайшее десятилетие обойдется в 402 млрд. руб. Об этом, со ссылкой на заявление главы Роскосмоса Владимира Поповкина, сообщил вчера Интерфакс. Деньги должны пойти в том числе на усиление коммерческой составляющей проекта, причем не только внутри страны, но и на внешних рынках. Впрочем, эксперты сомневаются в реалистичности задачи коммерциализации. По их мнению, российский ГЛОНАСС пока неконкурентоспособен по сравнению со своим американским аналогом – GPS, на долю которого приходится около 90% навигационных услуг.
«Сейчас завершается формирование Федеральной целевой программы (ФЦП) ГЛОНАСС. Мы просим на эту программу 402 миллиарда рублей до 2020 года», – заявил Владимир Поповкин. Он особо подчеркнул, что деньги планируется потратить в том числе и на разработку карт для навигаторов, а также на развитие аппаратуры конечных пользователей. Все это, по мнению главы Роскосмоса, сделает систему ГЛОНАСС более привлекательной для широкого круга потребителей.
Параметры финансирования ФЦП активно обсуждаются с Минфином и Минэкономразвития. Поповкин также уточнил, что государство в принципе уже удовлетворило практически все инвестиционные заявки Роскосмоса. Кроме того, предполагается, что регионы разделят бремя расходов с федеральным бюджетом. ФЦП по ГЛОНАСС будет второй по счету. Первая (с бюджетом около 140 млрд. руб.) действует в период с 2001 по 2011 год.
По данным проверки Счетной палаты, программа в целом затратна и неэффективна, а примерно треть задач так и не была решена. Глобальное покрытие должно было быть обеспечено уже к 2010 году, но с этим ничего не получилось. Сейчас в составе российской орбитальной группировки 23 аппарата, тогда как для полного покрытия необходимо иметь 24, а еще лучше – 30, что обеспечит работу ГЛОНАСС в любой точке земного шара.
Не были достигнуты не только количественные, но и качественные показатели ФЦП. «Проверка показала, что, несмотря на своевременное и полное финансирование из федерального бюджета расходов по программе, к 2011 году требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей эффективности реализации ее выполнения», – отмечается в материалах Счетной палаты. Так, программа оснащения воздушного транспорта приемниками ГЛОНАСС, по данным аудиторов, выполнена на треть. Недостаточное внимание уделяется и коммерческому использованию этой системы.
Между тем премьер Владимир Путин еще в феврале 2010 года жестко потребовал коммерциализировать ГЛОНАСС, чтобы сократить расходы госбюджета на эти цели. «Нужно последовательно идти к тому, чтобы отечественная система глобального позиционирования ГЛОНАСС внедрялась повсеместно на всей территории Российской Федерации. Иначе мы не сможем держать ее постоянно на федеральном бюджете. Она должна быть коммерциализирована. Вот этого нужно добиться», – говорил Путин, обращаясь к куратору ГЛОНАСС вице-премьеру Сергею Иванову. В ответ Иванов предложил надавить на региональные власти, которые саботировали закупку приемников ГЛОНАСС для оснащения ими, к примеру, общественного транспорта.
Очередные спутники навигационной системы готовы к старту. Фото РИА Новости |
Эксперт по космической политике Юрий Караш сомневается, что идея коммерциализации ГЛОНАСС может быть наконец материализована. Этот проект, по его мнению, носит в большей степени оборонный характер. Российским потребителям власти могут силой навязать приборы ГЛОНАСС, но за рубежом эта административная схема работать не будет. На мировом рынке российскую навигационную аппаратуру сегодня никто не ждет. Этот рынок на 90% принадлежит американцам.
Потребителям большинства стран американские GPS-навигаторы известны долгие годы, и Россия здесь не является исключением. А к новому бренду, каким является ГЛОНАСС, отношение настороженное. «Сомневаюсь, что ГЛОНАСС способен составить конкуренцию GPS как с технической, так и с ценовой точки зрения», – подчеркнул Караш. Как бы то ни было, новую ФЦП необходимо принять. Более 400 млрд. руб., которые глава Роскосмоса рассчитывает получить из бюджета, не кажутся эксперту чрезмерными расходами. Сейчас ГЛОНАСС обеспечивает покрытие только на территории России, а теперь стоит задача превратить систему в глобальную.
Коммерциализация ГЛОНАСС в настоящий момент идет за счет административного ресурса, говорит руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. С подачи вице-премьера Иванова были подготовлены документы, обязывающие все госкорпорации перейти на использование аппаратуры ГЛОНАСС. Госкорпорации явно не в восторге от этой перспективы. Рядовые потребители тем более. GPS-навигатор можно купить за 250–300 долл., а за аппаратуру ГЛОНАСС, возможно, придется выложить 900–1000 долл., считает эксперт. Такая дороговизна объясняется разными причинами, в том числе и короткими сроками эксплуатации российских спутников, которые на орбите могут находиться, как правило, всего три-четыре года, тогда как американские работают по восемь–десять лет.