0
3091
Газета Экономика Интернет-версия

15.06.2011 00:00:00

Виртуальная экономическая реальность Росстата

Тэги: росстат, инфляция


росстат, инфляция В Росстате работают уникальные специалисты: они знают, как обеспечить рост ВВП при падении инвестиций.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Адекватность официальной статистики все чаще вызывает сомнения у независимых специалистов. Почему продукты, бензин и услуги ЖКХ дорожают на десятки процентов, а Росстат объявляет, что инфляция не превышает 4–5%? Ответ на этот каверзный вопрос опубликовали независимые аналитики, которые нашли много противоречий в официальной статистике. Официальная статистика политизирована и далека от реальности – считают независимые аналитики. Опрошенные «НГ» эксперты, однако, добавили: не стоит безоговорочно доверять и альтернативным статистическим исследованиям.

В конце прошлой недели свой вклад в критику Росстата внесли эксперты аналитического агентства «Инвесткафе». «Цены на продукты выросли на 30%, на бензин – на 20%, на коммуналку – на 15%, а по телевизору говорят, что инфляция у нас примерно 4%, при этом бюджетникам мы индексируем зарплату на 6,5% с 1 июня», – перечисляет аналитик «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. Инфляция, напоминает аналитик, это один из ключевых макроэкономических показателей, рост ВВП напрямую зависит от того, как именно посчитаны темпы роста цен. «С учетом того гипертрофированного значения, которое придается показателю ВВП в современной экономике и политике, вопрос об инфляции перестает быть сугубо статистической проблемой», – замечает аналитик, намекая на манипуляцию цифрами в угоду политическим лозунгам.

В «Инвесткафе» предлагают ориентироваться на данные по грузоперевозкам, которые пока что вызывают меньше всего претензий. Ссылаясь на опыт Евростата, Адамидов указывает, что, как правило, грузооборот и ВВП – сопоставимые показатели. Если не случается форс-мажора, динамика грузоперевозок обычно довольно точно отражает и динамику производства.

И тут в отличие от европейской статистики российская богата на противоречия. «До 2005 года российские показатели ведут себя в целом в русле общей логики, но дальше начинаются странности, – отмечает Адамидов. – По Росстату, в 2008 году реальный ВВП был на 23% выше, чем в 2005 году, а в 2009-м после кризиса – на 14%. Однако транспортная статистика свидетельствует, что грузооборот в 2008 году был выше всего примерно на 6%, а в 2009-м – ниже почти на 5%, чем в 2005 году». Такому противоречию можно найти много убедительных объяснений, и одно из них – политическое: «Именно с 2005 года начались реформы по монетизации льгот, существенно стали расти цены на ЖКХ и тарифы естественных монополий, дорожать нефтепродукты и продовольствие. Стали происходить вещи, которые не укладываются в картину всеобщего процветания. И можно предположить, что с 2005 года началось систематическое занижение темпов инфляции и завышение роста ВВП». Пересчет в «Инвесткафе» дефлятора и темпов экономического роста по динамике грузооборота показал, что рост ВВП завышается официальной статистикой примерно в 1,2 раза, а инфляция примерно на столько же занижается.

Ранее о своих подозрениях к данным Росстата заявляли также специалисты Высшей школы экономики во главе с директором по макроэкономическим исследованиям Сергеем Алексашенко. Они отмечали, что рост ВВП на уровне 4,1% в первом квартале 2011 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года объективно ничем не мог быть обеспечен. Внутренний спрос и экспорт растут, но вяло, инвестиции показывают провал – на 1,5% к первому кварталу 2010 года и на 12,8% к предыдущему кварталу.

Недоверие официальной статистике – действительно тенденция последних лет. Однако единой точки зрения на альтернативные методы подсчета макроэкономических показателей у экспертов тоже пока нет. Как пояснил директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, расхождения в динамике грузооборота и реального ВВП вполне возможны. Ведь многое зависит от структуры перевозимых грузов, от дальности перевозок, от стремления предприятий «работать в запасы». Бывает, что производство растет, но грузоперевозки не увеличиваются, так как продукция оседает на складах, а бывает, что производство стагнирует, но грузоперевозки увеличиваются из-за раскупоривания предприятиями запасов. «Российская экономика отличается большой волатильностью складских запасов», – говорит Николаев. При этом, по мнению руководителя аналитического отдела компаний Broco Алексея Матросова, динамика грузооборота может даже еще больше исказить картину, особенно в условиях такой специфичной экономики, как российская, которая в отличие от европейской максимально завязана на сырье. Однако гендиректор «Совтрансавто» Владимир Тян считает иначе: «На долгосрочных отрезках корреляция ВВП и грузооборота должна быть более очевидной. Грузооборот как менее пропагандистский показатель может быть более объективным. Сомнения вызывает лишь корректность сбора данных. Но расчет грузооборота в железнодорожном и трубопроводном транспорте достаточно формализован, а эти виды транспорта составляют более 90% общего грузооборота».

Сошлись эксперты «НГ» лишь в том, что официальная статистика в России действительно в той или иной мере политизирована. «Вполне нормально, если в статистике есть разные методы расчетов. И зачастую статистика действительно политизирована и показывает цифры, которые могут либо завышаться, либо занижаться, – рассуждает Матросов. – Поэтому все чаще появляются неофициальные расчеты». «Статистика – лукавая вещь, проверка ее показателей затруднительна в связи с несовершенством и непрозрачностью процедуры сбора исходных данных, – продолжает Тян. – Каждая методика зависит от начальной посылки». И эта посылка часто «спускается» сверху. Николаев при этом уточнил: степень политизированности статистики зависит от степени социально-экономического развития страны. Наиболее развитые страны отличаются более качественной методологией и высокой культурой статистической работы. Развивающиеся страны, напротив, грешат манипуляцией цифрами. И Россия в этом смысле ближе к развивающимся странам, чем развитым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Михаил Сергеев

Зеленая повестка перестанет доминировать в США

0
785
КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

Дарья Гармоненко

По указанию Зюганова партия откладывает всякую оппозиционную активность на потом

0
589
Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Иван Родин

Запрет анонимных фондов в соцсетях, видимо, затронет и сборы денег на СВО

0
612
Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Наталья Приходко

Брюссель не потребует от Киева возобновления транзита российского газа для Словакии

0
668

Другие новости