Глава ФНС Михаил Мишустин не спешит делать выводы о страховых взносах.
Фото РИА Новости
Президент Дмитрий Медведев поручил правительству объявить о снижении ставок страховых взносов еще к началу июня. Однако решение по этому ключевому вопросу до сих пор не найдено, и министры попросили для завершения работы еще несколько недель. А вчера глава Налоговой службы Михаил Мишустин заявил, что даже предварительные выводы о масштабах вывода зарплат в тень можно будет сделать лишь в июле, если не позже. Так что быстрое решение по страховым взносам может быть принято только вслепую – без достаточных оснований.
«Динамика поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в январе–апреле свидетельствует о том, что пока бизнес не уходит «в тень» в связи с повышением ставок страховых взносов», – сообщил Интерфаксу глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин.
И хотя ФНС с 1 января 2010 года не является администратором страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, реакцию бизнеса на увеличение ставок, как пояснил Мишустин, налоговики могут увидеть по динамике поступления НДФЛ, так как взносы и налог имеют схожую базу. «Пока падения темпов поступлений по НДФЛ не наблюдается», – уточнил он. Так, за январь–апрель сбор этого налога составил 558,3 млрд. руб. и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,2%. В то время как в январе–апреле 2010 года прирост составил 6,6%. Однако, как отметил Мишустин, «четыре месяца – недостаточный срок наблюдения для того, чтобы сделать однозначные выводы и оценить риски, связанные с повышением ставок страховых взносов». По его мнению, предварительные выводы о влиянии их увеличения на бизнес можно будет сделать по итогам первого полугодия.
Напомним, что общая ставка страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование с 1 января 2011 года была повышена с 26 до 34%. В связи с этим многие эксперты прогнозировали значительный уход бизнеса в тень. Опасаясь негативных последствий, власти страны пытаются сгладить остроту проблемы, действуя, как выясняется, на опережение. Сейчас правительство по поручению президента решает вопрос снижения ставок взносов, пытаясь выбрать один из двух вариантов. Первый предусматривает сохранение ставки страховых взносов на уровне 34% для крупного бизнеса и ее снижение для среднего и малого социального и производственного бизнеса. При этом для среднего бизнеса предлагается установить ставку «в размере, близком к 26%», для малого социального и малого производственного бизнеса, который сейчас платит страховые взносы по ставке 26%, предлагается ее снижение до уровня 16–20%. По второму варианту предполагается снизить общую ставку до 30%, а для малого бизнеса – до 16–20%.
Вчера же помощник президента Аркадий Дворкович отметил, что, по его мнению, более предпочтительным вариантом является снижение страховых взносов для среднего и малого бизнеса при сохранении нынешней ставки для крупного – в случае, если найдутся простые механизмы администрирования. При этом он посетовал, что критерий отнесения компаний к среднему бизнесу в вопросе по страховым взносам пока не определен.
Эксперты полагают, что ожидаемое снижение ставок может быть отсрочено и заявление главы ФНС – лишь одно из косвенных тому доказательств. «Пересмотр позиции властей возможен, и при этом четыре–шесть месяцев для того, чтобы определить, как повлияли увеличенные ставки на развитие бизнеса, – срок недостаточный, – полагает финансовый директор ФГ БКС Халиль Камалов. – Предприниматели могут потерпеть в течение этого времени, однако потом поймут, что им платить взносы невыгодно. Такие вопросы быстро не решаются, и, если будет заметно, например, по итогам полугодия или даже года, что планы не выполняются, начнут появляться новые схемы минимизации расходов».
Ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев отмечает, что упоминание о недостаточном сроке наблюдения для выводов указывает на осторожность в оценке поведения предпринимателей после повышения взносов. «Уход в тень не был единственным способом реакции на повышение нагрузки на фонд оплаты труда (ФОТ), – продолжает он. – Во-первых, были повышены цены. Во-вторых, часть предпринимателей просто терпят, надеясь (не без основания) на будущее снижение взносов. В-третьих, данные по НДФЛ вовсе не столь показательны, так как при сходной базе за неуплату налога и взносов предусмотрены различные последствия. За неуплату НДФЛ предусмотрена уголовная ответственность, а за неуплату взносов она отменена еще в конце 2003 года». До конца первого полугодия осталось две недели, и решение по снижению взносов если и будет выработано, то реализовано – вряд ли, считает Ширяев. «Наиболее вероятен вариант, при котором взносы снизят осенью, но с 2012 года, – полагает он. – При этом и бюджеты фондов пополнятся по максимуму, и можно будет облагодетельствовать малый и средний бизнес перед выборами в Госдуму».
В свою очередь, директор Департамента частного и корпоративного кредитования компании Penny Lane Realty Роман Строилов полагает, что подобные заявления призваны определить, насколько еще хватит ресурсов бизнеса в текущих условиях. «Я бы не считал подобные заявления изменением официальной позиции, скорее это попытка нащупать срок, когда именно необходимо принять меры, – говорит он. – Не исключены и варианты, при которых все решения будут откладываться. Например, пока не начнут падать поступления по НДФЛ».