Японские рабочие проверяют надежность оборудования АЭС.
Фото Reuters
Министерство экономики Японии сообщило вчера, что из-за протестов местных властей в стране могут быть остановлены все существующие АЭС, а энергетика страны фактически станет безъядерной уже к апрелю 2012 года. Для компенсации выпадающих мощностей Японии придется ежегодно импортировать мазут и природный газ на общую сумму в 40 млрд. долл. Отечественные эксперты оценивают дополнительный спрос в Японии на углеводороды значительно выше. Правда, России вряд ли достанется кусок нового «японского пирога»: почти все дополнительные потребности Токио закроют Катар, Австралия и арабские страны.
Сегодня в Японии действуют 19 из 54 имеющихся ядерных реакторов, а остальные остановлены на проверку и, возможно, не будут включены из-за запрета местных властей. Если негативная позиция органов самоуправления сохранится, то уже к апрелю 2012 года все атомные энергоблоки будут остановлены на профилактику, но так и не будут возвращены в рабочее состояние. О такой перспективе, как передает ИТАР-ТАСС, сообщило вчера японское Министерство экономики, торговли и промышленности. В случае превращения в безъядерное государство Японии придется ежегодно тратить дополнительно около 40 млрд. долл. на закупку углеводородов для тепловых станций.
После землетрясения и цунами в марте этого года кроме аварийной АЭС «Фукусима-1» была остановлена еще часть атомных станций. Одновременно несколько атомных энергоблоков также были выведены из работы для плановых технических проверок. Из-за такой ситуации Япония сейчас использует только около 36% от всего ядерного энергетического потенциала. Японские реакторы отключаются для технической проверки в среднем каждые 13 месяцев. А для возвращения в эксплуатацию необходимо не только получить разрешение от контрольных органов, но и заручиться согласием органов местного самоуправления, на территории которых расположены АЭС. Однако после аварии на АЭС «Фукусима-1» подобные разрешения пока ни разу не выдавались. И если такая позиция местных властей сохранится, то японская энергетика фактически лишится всех действующих АЭС уже через девять месяцев.
Российские атомщики пока не верят, что следом за Германией от ядерной энергетики откажется и Япония. «Мне трудно оценивать японский менталитет и позицию местного самоуправления. Но на государственном уровне Япония заявила, что не собирается закрывать атомные станции и отказываться от ядерной энергетики», – говорит главный ученый секретарь Курчатовского института Андрей Гагаринский. По его убеждению, антиядерная эпидемия вряд ли распространится еще на какие-либо страны. По крайней мере Индия, Китай и Россия не собираются пересматривать свои ядерные программы. При этом Гагаринский считает, что компенсировать потери от закрытия АЭС за 40 млрд. долл. в год Япония не сможет. «Потребуются гораздо большие расходы», – считает ученый.
Между тем, как показывает опыт последних месяцев, Россия вряд ли сможет извлечь какую-либо выгоду от растущего спроса Японии на углеводороды. «Почти весь объем газа, который был нужен для компенсации потери «Фукусимы-1», Японии поставил Катар. А Россия увеличить поставки в Японию не смогла», – рассказывают эксперты «НГ». «Напрямую поживиться растущим спросом в Японии российские экспортеры не смогут. Лишних объемов сжиженного газа на востоке у нас практически нет. А возить мазут в Японию через половину земного шара вряд ли имеет смысл», – считает аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров. По его словам, строящийся в районе Находки новый нефтеперегонный завод (НПЗ) не ориентирован на выпуск мазута и вряд ли сможет заинтересовать японских импортеров. Аналогичная ситуация и на Хабаровском НПЗ. При этом Россия стремится не увеличивать, а сокращать экспорт мазута. А дополнительные объемы сжиженного природного газа появятся в России только после 2016–2018 годов. В то же время Нестеров считает сценарий быстрой ликвидации всех японских АЭС маловероятным. «Даже если в Токио решат пойти по пути Германии, то процесс ликвидации атомной энергетики займет не менее 5–15 лет», – предполагает Нестеров.
С такой оценкой согласен и директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов: «Полное закрытие АЭС вряд ли возможно. Япония скорее всего оставит работать самые современные энергоблоки». По оценкам Правосудова, главными выгодоприобретателями закрытия японских АЭС могут стать российские угольные экспортеры. А «Газпром» сможет воспользоваться плодами «японского чуда» только опосредованно – благодаря ослаблению давления на европейский рынок избыточных поставок СПГ из Катара.