Глава Минфина Алексей Кудрин еще не принял решения о снижении ставки страховых взносов в 2012 году.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Главный аргумент сторонников сохранения высоких страховых взносов – о том, что они якобы не провоцируют массового ухода зарплат в тень, – может оказаться ошибочным. Вчера предприниматели публично поставили под сомнение утверждения чиновников о том, что повышение ставки взносов с 26 до 34% прошло практически без последствий. При этом сохраняющиеся разногласия в правительстве относительно ставок взносов привели к отмене совещания у президента, которое было запланировано на вторник.
Вчера должно было состояться совещание президента России Дмитрия Медведева о налоговых перспективах 2012 года и о снижении ставки страховых взносов с нынешних 34%. Однако совещание не состоялось. Из-за отсутствия согласованной позиции по вопросу страховых взносов у Кремля и Белого дома, как сообщил вчера помощник президента Аркадий Дворкович. Чиновники фактически не выполнили указание президента Медведева подготовить к 1 июня предложения по снижению ставки страховых взносов с 2012 года. Президент ранее согласился с доводами предпринимателей о том, что ставка в 34% неподъемна для бизнеса, что она угрожает становлению в России инновационного сектора и лишь усугубляет сырьевую зависимость страны. Глава Минфина Алексей Кудрин, казалось бы, нашел тогда компромисс: опустить ставку страховых взносов только для малого бизнеса. Но Медведев предостерег министерства от упования на «косметические меры» и потребовал системной проработки проблемы. «Идут обсуждения, – описал ситуацию Дворкович. – Еще преждевременно говорить, к какому выводу придет президент, принимая окончательные решения».
Словно пытаясь ускорить эти обсуждения, представители «Деловой России» сделали вчера сенсационное заявление: вопреки официальным отчетам, повышенные взносы уже сейчас привели к уходу значительной части зарплат в тень. По мнению руководства «Деловой России», об этом говорит факт двукратного замедления роста официальных зарплат в первом квартале этого года. Участвующие в опросах «Деловой России» предприниматели все чаще рассказывают о своем стремлении использовать теневые схемы оплаты труда. И это стремление в большинстве случаев реализуется на практике. С сентября 2010 года по март 2011-го количество ответов о теневых помыслах увеличилось вдвое. По экспертным оценкам, сейчас более 25% всех бизнес-структур ушли в тень из-за высокой ставки страховых взносов.
Как объяснил «НГ» завлабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров, поступления страховых взносов за первый квартал 2011 года выросли в номинальном выражении на 59,5% по сравнению с первым кварталом 2010 года. Именно это трактуется в Минздравсоцразвития и в Пенсионном фонде как существенное улучшение собираемости взносов и полное отсутствие ухода в тень. «Однако сравнение с 2010 годом некорректно из-за аномально низких поступлений по страховым взносам в январе 2010 года. Тогда было собрано лишь 53,3 млрд. руб., тогда как в январе 2009 года – 94 миллиарда рублей, а 2008-го – 91 миллиард рублей. Данная аномалия объясняется техническими сбоями, вызванными отменой ЕСН и передачей администрирования взносов в ПФР», – поясняет Назаров. Улучшение сборов – статистическая ловушка, которая отражает эффект низкой базы, а не реальное положение вещей. При этом Назаров предупреждает: к концу года во всей красе проявит себя такая внешне легальная схема, как уклонение от налогов через «директорский фонд». «Суть ее в том, что зарплата регистрируется на нескольких высокооплачиваемых сотрудников, а затем перераспределяется в конвертах между остальными работниками», – поясняет Назаров.
«Деловая Россия» напомнила вчера те источники покрытия дефицита ПФР, которые могут стать альтернативой высокой ставке страховых взносов. Это повышение акцизов на табак и крепкий алкоголь и налога на добычу полезных ископаемых, введение налога на «избыточную недвижимость» и активная приватизация госсобственности. При этом ставку страховых взносов президент «Деловой России» Александр Галушка предлагал для начала снизить до 26%, но одновременно с этим увеличить зарплатный порог, с которого будут уплачиваться взносы, до 660 тыс. руб. в год. Все эти меры, по уверению председателя «Деловой России» Бориса Титова, как раз и обсуждаются на высшем уровне. Но почти по каждому пункту у ведомств до сих пор нет единой точки зрения. Потому что каждая мера чревата серьезными политическими издержками.
Большинство опрошенных «НГ» экспертов согласились, что в 2011 году предприятия стремились уйти в тень. «Более того, многие компании, вышедшие ранее из тени, из-за повышенной ставки в нее вернулись», – замечает начальник управления компании «БКС» Дмитрий Кашаев. «Уход зарплат в тень имеет место. Это видно даже на бытовом уровне. Приходящие на собеседование кандидаты активно интересуются белизной зарплат, чего ранее не наблюдалось», – рассуждает председатель правления Флексинвест Банка Марина Мишурис. Вполне естественно, что когда ставка резко поднимается, то это отражается на общей величине сборов, и ПФР действительно фиксирует прирост поступлений. «Но это вовсе не значит, что все предприятия продолжают платить полностью белую зарплату, – обращает внимание эксперт. – Наконец, имеет место психологический фактор. Обнадеженные обещаниями властей предприниматели могут пока не торопиться с уходом в тень. Реальный уход в тень начнется тогда, когда станет понятно, что возврата к низким ставкам не будет». Вполне возможно, что именно поэтому власти как раз и не торопятся с окончательными предложениями по изменению ставки.