Российские железные дороги рассчитывают на прямую бюджетную поддержку.
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)
В обмен на ограничение роста тарифов некоторые монополии могут получить компенсацию из госбюджета. Для «Российских железных дорог» (РЖД) государственная помощь может составить 46 млрд. руб. Об этом сообщил в конце прошлой недели глава Минтранса Игорь Левитин. Бюджетное финансирование на развитие инфраструктуры практикуется во многих странах. Однако в России эффективность расходов монополий вызывает много вопросов, что ставит под сомнение и саму необходимость бюджетной помощи.
АО «Российские железные дороги» в случае индексации тарифов на грузовые перевозки в 2012 году лишь на 5–6%, то есть на уровне инфляции, потребуется дополнительная компенсация в 45–46 млрд. руб., заявил в пятницу журналистам министр транспорта РФ Игорь Левитин. «Где-то 45–46 миллиардов», – цитирует РИА Новости ответ Левитина на вопрос, в какую сумму Минтранс оценивает возможную компенсацию. Минтранс ранее предлагал увеличить эти тарифы в следующем году на 11,4–11,6%. Министерство считало целесообразным к росту тарифов грузового железнодорожного тарифа в 2012 году на 7,4%, который первоначально был утвержден Минэкономразвития, добавить еще и инвестиционную составляющую в 4%. При этом предполагалось и еще выделить РЖД субсидию до 40 млрд. руб.
Между тем премьер Владимир Путин поручил министерствам просчитать последствия ограничения темпов роста тарифов уровнем инфляции – то есть плюс 5–6% на 2012 год. Последняя версия сценарных условий на 2012–2014 годы предполагает сохранение опережающего темпа роста тарифов на пассажирские перевозки – по 10% в 2012, 2013 и 2014 годах. Однако темп роста тарифов на грузовые перевозки может быть снижен: с 7,4 до 6% в 2012 году, с 6,4 до 5,5% в 2013 году и с 5,5 до 5% в 2014 году.
«Оплата развития инфраструктуры из бюджета – это теоретически правильный шаг. И в России бюджет должен доплачивать за то, чтобы в стране работал железнодорожный транспорт. Но только делать это надо после того, как исчезнут вопросы о прозрачности расходов самих монополий», – говорит руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, РЖД – это самая прозрачная монополия, расходы которой более понятны, чем, например, у «Газпрома», электроэнергетиков или предприятий ЖКХ. Новое увеличение транспортных тарифов может затормозить экономическую активность, и ограничение тарифов уровнем инфляции кажется вполне разумным. «Однако пока нет уверенности, что монополии исчерпали все внутренние резервы повышения эффективности и пора переходить к государственному дотированию», – отмечает Делягин. Дополнительная прибыль инфраструктурных монополий оборачивается прямыми потерями для остальных субъектов экономики, которые должны больше платить за газ, транспорт и электроэнергию. «Каждый рубль дополнительной прибыли монополий оборачивается ростом издержек от трех до шести рублей по всей экономике», – говорит экономист.