0
1721
Газета Экономика Интернет-версия

31.05.2011 00:00:00

К 2020 году в России станет больше дорог

Тэги: дороги, строительство


дороги, строительство Сергей Иванов, Владимир Путин и Игорь Левитин обсуждают перспективы дорожного строительства.
Фото с сайта правительства РФ

Вчера премьер Владимир Путин совершил рабочую поездку в Тверь. Здесь собрали совещание по проблемам повышения качества строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Дорожники клятвенно обещали работать лучше, если им дадут больше простора действий и отменят устаревшие СНиПы и ГОСТы. Глава правительства настоятельно рекомендовал придерживаться определенной бюджетом для отрасли финансовой диеты, снижать затраты и применять новые технологии в строительстве дорог.

В Тверь Владимир Путин добирался на вертолете, не рискнув протестировать состояние самой главной автодороги страны, которая связывает две столицы. А жаль. Все-таки это лучше один раз увидеть собственными глазами, чем сто раз прочитать в отчетах Минтранса. Трасса на большем своем протяжении не подходит под определение современного автобана, достойного называться визитной карточкой страны.

Причем от Москвы до Твери не самый проблемный участок. Чтобы познать все прелести езды по-русски, желательно проехать чуть дальше Твери. Здесь встречаются участки, в сравнении с которыми меркнут трудности ралли Париж–Дакар. И знаки, ограничивающие скорость движения до 70–90 километров в час, выглядят форменной провокацией. Ехать с указанной скоростью – значит подвергать себя смертельному риску. Писателю Радищеву в этом отношении повезло. Знаменитое путешествие он успел совершить в тихоходной карете, а главное – до появления асфальтового покрытия. Сегодня это покрытие, изуродованное ямами, колдобинами и колеями, делает дорогу экстремальной для автомобилистов. За последние полгода автору довелось дважды проехать этим маршрутом туда и обратно. Поэтому все прелести дорожного хозяйства на главной трассе страны в отличие от премьера довелось испытать, что называется, на собственной шкуре.

В Твери Путин занимался не конкретными дефектами трассы, а решением проблем дорожной отрасли в целом. В мозговом штурме участвовали вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин, министр природных ресурсов Юрий Трутнев. В режиме видеоконференции премьер пообщался с регионами (Забайкальем, Новосибирской и Калининградской областями), где также строятся дороги.

Внимание к дорогам главы правительства не случайно. По оценке экспертов, в настоящее время автотранспорт в России обеспечивает более 82% общего объема наземных грузоперевозок. Отрасль быстрее, чем другие виды транспорта, восстанавливается после финансового кризиса: в 2010 году рост грузооборота превысил 10%. Показатели могли бы быть и выше, но этому препятствуют скверные дороги, остающиеся настоящей бедой России.

По словам Левитина, по состоянию на январь 2011 года в России зарегистрировано 982 тыс. километров автодорог. Из них лишь 6% приходится на федеральные дороги. Около 90% (44,9 тыс. километров) дорог двухполосные, то есть по одной полосе в каждую сторону. Лишь около 10% (менее 5 тыс. километров) – по две полосы в каждую сторону. И всего около 300 километров по три и более полос в каждую сторону. Это не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных транспортных средств, резюмировал Левитин.

Попытку избавить Россию от одной из двух бед посредством реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» едва ли можно считать удачной. Трасса Москва–Петербург, как и многие другие, ничего общего с модернизацией, конечно, не имеет.

Новая ФЦП, принятая на период с 2011 до 2013 год, политкорректно избавлена от пафосной установки на модернизацию. В ней речь идет о развитии транспортной системы страны. Заложены и «планов громадье», и солидные объемы финансирования. Только в текущем году на строительство и реконструкцию автодорог направят 148 млрд. руб. За три года планируется завершить строительство объектов транспортной инфраструктуры в Сочи и его окрестностях, реконструировать участки автомобильной дороги «Байкал» от Челябинска до Читы.

Впрочем, чуда от очередной ФЦП ожидать не приходится. Согласно оценкам Всемирного банка, разрыв между потребностями и фактическим финансированием содержания и ремонта автодорог в России составляет около 1,1% ВВП. В наибольшей степени дефицит характерен для региональных дорог. Некоторые трассы по 70 лет не знают полноценного ремонта. Дорожники клянут устаревшую систему нормирования. Что неудивительно, ведь СНиПы, ГОСТы и СпецТУ разрабатывались полвека назад.

Несмотря на все объективные и субъективные трудности, Путин считает реальным в два раза за 10 лет увеличить объемы дорожного строительства. По его мнению, пришла пора реализовывать не отдельные проекты, а приступить к планомерному развитию всей дорожной сети страны. Только на федеральные деньги планируется построить около 18 тыс. км автодорог. На решение этой задачи в федеральном дорожном фонде будет аккумулировано почти 4,5 трлн. руб., а дорожные фонды регионов соберут еще около 3,9 трлн. руб. Таким образом, за десять лет на строительство новых дорог направят в общей сложности 8,4 трлн. руб.

Бороться с российским бездорожьем предлагается не только увеличением финансирования, но и применением современной техники и стройматериалов. Не случайно вчера Путин осветил своим присутствием подписание двух соглашений: о создании совместных предприятий по выпуску дорожно-строительных машин и комплектующих для них между «Группой ГАЗ» и американским концерном «Терекс» (США), а также между ОАО «Русские машины» и германской компанией «Фритцмайер».

Кроме того, перспективным направлениям Путин назвал внедрение «контрактов жизненного цикла» – до 30 лет, по которым подрядчик несет ответственность не только за строительство, но и за состояние дороги в период эксплуатации.

В числе поручений, данных вчера премьером, можно назвать план создания банка типовых проектных решений. Это позволит сформировать прозрачную систему ценообразования и стандартов качества строительства автодорог. Еще одно требование к Минтрансу – подготовить предложения по сокращению сроков изъятия и резервирования земель под строительство новых трасс, а также по упрощенному порядку получения прав на разработку месторождений.

Тверь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
325
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
364
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
132
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
205

Другие новости