От курса доллара в России зависят перспективы целых секторов экономики.
Фото Reuters
Одной из главных тем обсуждения на вчерашнем бизнес-форуме «Деловой России» стал вопрос: «Какой рубль нужен стране для модернизации?» Парадоксально, но эксперты и даже сторонники несырьевой модели не смогли выработать единой позиции относительно курсовой политики. А глава ЦБ заявил, что курс рубля будет испытывать значительные колебания без явной тенденции к укреплению или ослаблению.
«Курс рубля скорее всего будет колебаться примерно так же, как и в последние месяцы, – заявил вчера глава Центробанка РФ Сергей Игнатьев. – Четких тенденций к укреплению или ослаблению рубля я не вижу, хотя все может измениться». При этом он отметил, что Центробанк пока не обсуждает расширение границ коридора бивалютной корзины. «Пока меня волатильность курса рубля вполне устраивает», – сказал Игнатьев.
По его словам, 8 июня – на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) – планируется обсудить влияние укрепления курса рубля на экономику. Предприниматели подготовят свои расчеты и аргументы, представят свое понимание по этой теме. Впрочем, глава ЦБ считает, что степень влияния реального эффективного курса рубля на экономику сейчас гораздо меньше, чем в 1990-е годы, поскольку сама экономика стала более гибкой. По его словам, возможности государства по сдерживанию укрепления курса рубля скорее связаны с бюджетом (Минфином), чем с Центральным банком. То есть если бюджет ограничивает расходы, то это частично снимает и проблему укрепления рубля.
Между тем собравшиеся вчера на бизнес-форуме «Деловой России» эксперты не смогли выработать рекомендаций относительно желаемой курсовой политики. «Обменный курс национальной валюты может как стимулировать модернизацию экономики, в первую очередь – промышленного производства, так и затормозить ее, – заявил глава совета директоров компании «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович. – Стратегия формирования курса рубля, проводимая ЦБ и Минфином в последние 11 лет, была направлена на «стабилизацию» в интересах госбюджета и нередко – в ущерб производству в стране промышленных товаров с высокой долей добавленной стоимости. При этом изменение политики валютного курса в России является крайне сложным вопросом и часто приводит к конфликту интересов».
В частности, укрепление рубля невыгодно экспортерам минерального сырья: при стабильных ценах на сырье повышение обменного курса означает рост издержек и падение рентабельности. В то же время ослабление рубля невыгодно бюджетным организациям, Минфину, коммерческим банкам и импортерам, а главное – будет непопулярно среди избирателей. Учитывая вхождение страны в предвыборный период, этот фактор становится немаловажным.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова считает, что «нынешний валютный курс близок к равновесному значению, но на него, естественно, сильно влияют цены на нефть». «Снижение цены нефти на 10 долларов за баррель приводит к изменению курса на 1–1,5 рубля за доллар. В частности, при 50 долларов за баррель курс будет около 35–36 рублей за единицу американской валюты». Другим важным фактором остается бегство капиталов из страны. «При ценах на нефть в 70 долларов за баррель в 2007 году РФ привлекла 81,7 миллиарда долларов, – напомнила Орлова. – Но в 2010 году при 80 долларов за баррель страна пострадала от оттока в 35,3 миллиарда долларов, при этом компании вывели капиталов на 50 миллиардов долларов».
«Нет единого подхода, как нет и универсальных решений, – считает начальник отдела департамента казначейских операций Сбербанка Николай Кащеев. – Нам надо научиться жить в условиях эгоистически настроенных экономик, таких как американская или китайская». Впрочем, что именно нужно сделать для этого, пока непонятно.
Курс рубля – отражение баланса между желаемым и возможным. При этом он все равно остается манипулируемым, заявил главный экономист банка «Открытие» Владимир Тихомиров. «Россия сделала лишь шажок в сторону рыночной экономики и сегодня стоит на полусогнутой ноге, – образно обрисовал он ситуацию. – Мы стали двигаться вроде бы вперед, а потом поняли, что полностью открытая экономика может привести к распаду страны. Если не регулировать тарифы, то половина населения страны просто вымрет. Нельзя забывать, что у нас 40 миллионов пенсионеров и 15 миллионов бюджетников. То есть около 60 миллионов человек живут за счет госбюджета. Именно поэтому власти и пытаются дать «и нашим, и вашим», манипулируя в том числе и курсом национальной валюты».