В столичных магазинах сыры продаются, как правило, дороже 200 рублей за килограмм.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Российские лоббисты заставили Белоруссию остановить поставку молочной сыворотки и сухого цельного молока в Россию. Договоренность об этом достигнута в среду в Минске на встрече главы «Союзмолока» Андрея Даниленко и главы Минсельхозпрода Белоруссии Михаила Русого. Для потребителей это не самая приятная новость – ведь их лишают возможности покупать качественные молочные продукты по весьма доступным ценам. Белорусских аграриев, в частности, обвиняют в слишком низких ценах на сыр – всего 129–138 руб. за килограмм.
Лепту в ограничение поставок молока и молочной продукции из Белоруссии внесла глава Минсельхоза России Елена Скрынник. Накануне она провела переговоры с белорусским коллегой Михаилом Русым.
Российский министр не скрывает, что решения приняты исключительно для поддержки российских производителей, заинтересованных в стабилизации закупочных цен на сырое молоко и готовую молочную продукцию. Со своей стороны, глава Минсельхозпрода Беларуси подтвердил готовность временно прекратить экспорт сыра в Россию в случае выявления фактов поставок по ценам ниже индикативных.
Индикативные цены на основные виды молочной продукции чиновники будут согласовывать и корректировать еженедельно. С созданием российско-белорусской молочной компании поставки сухих молочных продуктов, сыра, сливочного масла из Беларуси в Россию будут осуществляться через уполномоченные белорусские компании с использованием механизма биржевых торгов на российской бирже.
Поводом для очередного молочного противостояния между странами стали поставки молочных продуктов из Белоруссии в Россию по низким ценам, которые российские лоббисты называют демпинговым. «В настоящее время белорусская молочная продукция активно предлагается по следующим ценам в российских рублях с НДС и доставкой в Москву: сухое обезжиренное молоко – 105–108 рублей за килограмм, сухое цельное молоко – 135 рублей за килограмм, сыр 45-процентной жирности – 129–134 рубля за килограмм, сыр 50-процентной жирности – 138 рублей за килограмм», – жалуются представители «Союзмолока». Многим российским потребителям эти цены покажутся очень привлекательными – ведь они чуть ли не вдвое ниже, чем в столичных магазинах. По словам главы «Союзмолока» Андрея Даниленко, поставки белорусской продукции на российский рынок постоянны и значительны в своих объемах. А отменное качество и невысокая цена делают их очень привлекательными для потребителя.
Чтобы не допустить конфликта производителей и поддержать российских молочников, в конце прошлого года Москва и Минск подписали продовольственный баланс на 2011 год, в котором оговорены объемы поставок сельхозпродукции. В частности, Белоруссия может поставить в Россию 65 тыс. тонн сухого обезжиренного молока, 20 тыс. тонн сухого цельного молока, 50 тыс. тонн концентрированного молока, 70 тыс. тонн сливочного масла, 125 тыс. тонн сыров и творога.
Но после девальвации на 70% белорусского рубля молоко, масло и сыры пошли из Белоруссии в Россию уже сверх утвержденного баланса. Наши покупатели, естественно, проголосовали за белорусскую продукцию рублем, а производители схватились за голову, подсчитывая свои убытки от сокращения продаж своей молочной продукции на внутреннем рынке. Возникла реальная угроза дестабилизации ситуации в молочной отрасли России, уверены российские молочники.
По данным «Союзмолока», в настоящее время на складах скопились огромные объемы сухих молочных продуктов и сыров. По этой причине предприятия могли остановить расчеты с поставщиками молока, что было чревато обвалом закупочных цен на сырое молоко. Цена на молоко могла опуститься до критического уровня – ниже средней себестоимости его производства, которая в отечественном АПК составляет сегодня примерно 16 руб. за литр. У белорусских крестьян этот показатель почти в два раза ниже. Поэтому цены на белорусское молоко на прилавках российских магазинов, как правило, выгодно отличаются от цен на молоко, производимое в России.
В связи с этим эксперты признают, что, защищая внутренний рынок от поставок дешевого молока и молочных продуктов из Белоруссии, российские чиновники откровенно пренебрегают интересами потребителей. Причем конфликт, несмотря на достигнутые договоренности, может затянуться на месяцы.
Для Белоруссии молоко – один из основных экспортных товаров, который может обеспечить приток иностранной валюты. Поэтому белорусы продолжат искать лазейки для сбыта излишков молочной продукции на российском рынке. Поставки дешевой молочной продукции выгодны не только белорусским производителям, но и российским потребителям. Не выгодны они только российским аграриям, которые хотели бы поддерживать более высокие цены на молочные товары в России. «Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») считает необходимым остановить ввоз сухого молока, масла, сыра и сыворотки из Белоруссии на российский рынок с тем, чтобы предотвратить его катастрофу», – требуют от правительства лоббисты.
При этом российские молочники призывают не сравнивать цены на российскую и белорусскую продукцию. Так, о принципиальных отличиях двух экономик говорит руководитель информационно-аналитического центра «Союзмолока» Татьяна Рыбалова. Если Белоруссия активно дотирует агропром, то в России господдержка сельхозпроизводителей носит ограниченный характер. «Некорректно сравнивать плановую белорусскую экономику с рыночной экономикой нашей страны», – подчеркивает аналитик. По ее словам, производить товар в условиях плановой экономики, а продавать на рыночных условиях всегда будет очень выгодно. Именно это одно из главных конкурентных преимуществ белорусских производителей молока и молочной продукции перед российскими, убеждена Рыбалова.
Аналитик по потребительскому рынку «Уралсиба» Тигран Оганесян к другому конкурентному преимуществу белорусского агропрома отнес сохранившееся как класс крестьянство. Эти люди любят свое дело и умеют работать. Таких кадров явно не хватает в российском АПК. В то же время эксперт с оптимизмом оценивает ситуацию на молочном рынке России. Ограничение поставок белорусского молока, по его мнению, не должно привести к новому росту цен. Фуражное зерно дешевеет, комбикорма тоже, наступает лето – «сезон большого молока». Значит, цены могут пойти вниз, не исключает Оганесян.