Дмитрий Медведев отвечает на вопросы журналистов.
Фото Reuters
Описание проблем российской экономики в изложении президента Дмитрия Медведева во многом разочаровало независимых экспертов. Новых предложений относительно развития экономики на вчерашней пресс-конференции главы государства они не услышали. Интерпретация причин роста цен на бензин показалась поверхностной. А заявления о поддержке сельхозпроизводства или расширении торговли с Китаем показались слишком декларативными.
Рост цен на бензин связан с общим ростом цен на нефтепродукты и возможным сговором производителей – заявил президент, отвечая на вопрос о ситуации с топливом в России. «Совершенно понятно, что это связано с общим ростом цен на нефтепродукты. И наше правительство действительно предпринимает усилия для того, чтобы справиться с этим. Но не все усилия способны принести результат. Где-то это может быть сговор, что вполне вероятно. Но в принципе это отражение неких объективных тенденций на нефтяном рынке. Поэтому мы должны понимать, что наши усилия по регулированию не всегда приносят успех. Тем не менее правительство имеет и все полномочия, и все инструкции от меня для того, чтобы этим вопросом заниматься и стараться все-таки сбивать цены на нефтепродукты, на бензин, – отметил он. – Как? Понятно, как. К сожалению, ничего другого, кроме ограничительных мер, я предложить не могу, и правительство этим правом воспользовалось. Речь идет о введении очень жестких пошлин. На время это может помочь, но не навсегда. Это не простая проблема, заключил Медведев: «Сговоры на рынке должны пресекаться. И такие меры предпринимаются».
Между тем часть экспертов отмечает, что если президент так представляет себе картину ценообразования, то ему непросто влиять и на ситуацию в отрасли. Например, согласно данным Росстата, на конец 2007 – предкризисного – года бензин марок Аи-92/93 стоил 20,31 руб., Аи-95 и выше – 21,9 руб., дизельное топливо – 19,42 руб. за литр. При том, что баррель нефти на мировом рынке стоил около 90 долл. Сегодня ситуация по мировым ценам примерно похожа – нефть стоит 100–110 долл. за баррель. Однако картина на топливном рынке страны складывается критическая – помимо дефицита растет и стоимость бензина. Как сообщил на днях Росстат, потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по стране только за период с 3 по 10 мая текущего года повысились по сравнению с предыдущей неделей на 1,3% и составили 24,63 руб. за литр. А цена бензина марки Аи-95 – 26,53 руб. за литр.
По мнению гендиректора компании «ФинЭкспертиза» Агвана Микаеляна, в сложившейся сегодня топливной ситуации власти должны винить себя. «Они сами создали все условия для роста цен: повышение тарифов, неразбериха с экспортными пошлинами на светлые нефтепродукты, высокая инфляция – после этого можно лишь удивляться, что цены на бензин достигли нынешнего уровня, а не взлетели еще выше», – отмечает эксперт. Так что обвинять только бизнес, по его словам, как минимум некорректно.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отмечает, что ничего нового в том, что касается экономики, в ответах президента для себя не обнаружил. Что касается цен на бензин, то ответ главы государства был довольно неопределенный. «Власти почему-то забывают о том, что сами же резко повысили акцизы и собираются повышать их в дальнейшем, – отмечает эксперт. – Объяснения о том, что на рынке может быть сговор, мы уже слышали от премьер-министра Путина, хотя на самом деле ничего подобного, возможно, и нет».
В своих ответах президент подчеркнул, что вопрос банкротства сельхозпроизводителей – один из важных. Перспективы сотрудничества России и Китая – превосходные: уровень товарооборота между двумя странами, который достиг 60 млрд. долл., планируется, по его словам, довести до 100 млрд.
Проблема «Роснефти» и британской ВР, по его словам, вызвана невниманием к юридическим деталям. «Не знаю, какова окончательная судьба сделки, но тем, кто занимался подготовкой, надо было обратить внимание на нюансы акционерных соглашений и юридические вопросы, – сказал он. – Но сама по себе сделка мне кажется интересной. В конечном счете, если что-то срастется здесь, я буду рад. Это само по себе для нашей страны неплохо».
С такими заявлениями эксперты не спорят. Однако и удовлетворения не испытывают. «Руководство страны все еще не слишком откровенно в части признания собственных ошибок, зато сразу готово призвать к ответу бизнес, – отмечает Николаев. – Между тем инвестиционный климат нельзя улучшать, подчеркивая, какие плохие у нас бизнесмены и как они вредят на топливном рынке. Ничего нового, увы, я не услышал. А было бы интересно, как руководство оценивает посткризисную ситуацию и тот факт, что из кризиса страна так и не вышла. Хотелось бы услышать ответы по поводу растущей инфляции».
Впрочем, есть и те, кто услышал в речи президента много полезного. Так, руководитель юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка отмечает заявление Медведева о работе над созданием эффективной системы предупреждения о приближении экономических кризисов. «Создать ее планируется за счет совместного мониторинга состояния дел в национальных экономиках, – поясняет он. – Что еще запомнилось? Поиск пути преодоления глобального кризиса, причем за счет обсуждения вполне конкретных вещей. Именно направленность на конкретику дает надежду на положительный результат». Впрочем, как резюмирует эксперт, общих слов было немало, но будет ли от них толк – непонятно.