Сотрудники МЧС испытывают новые технологии пожаротушения.
Фото РИА Новости
Как минимум еще три года потребуется Рослесхозу, чтобы укомплектовать свои подразделения техникой для тушения лесных пожаров. Но в ведомстве считает объемы финансирования достаточными. Эксперты с такой оценкой не согласны. По их мнению, денег все же не хватает, техника закупается не самая дешевая и эффективная. Поэтому угроза масштабных пожаров в стране сохраняется.
«На сегодняшний день оборудования для тушения лесных пожаров недостаточно, но правительство страны оказывает нам очень значительную поддержку, и до 2014 года регионы будут укомплектованы техникой в необходимом количестве», – заявил вчера руководитель пресс-службы Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Дмитриев. По его словам, на переоснащение пожарной техникой регионов страны с прошлого года направляются значительные средства: более 5 млрд. руб. выделено в прошлом году и еще 5 млрд. руб. – в текущем.
Федеральный бюджет в 2010 году профинансировал закупку для Московской области более 170 единиц техники для тушения лесных пожаров. В этом году регионам выделены средства для приобретения в общей сложности 1,5 тыс. единиц противопожарной техники. Плюс к этому более 500 единиц техники для тушения лесных пожаров приобретут субъекты Федерации. «Техникой будут оснащать государственные специализированные противопожарные организации. В стране в этом году появится 150 пожарно-химических станций, способных тушить самые крупные лесные пожары, и до 2014 года их число возрастет в несколько раз», – подчеркнул Дмитриев. Он также сообщил, что закупка противопожарной техники продолжится до 2014 года.
Стоит задача за три года заменить устаревшую технику на современную – говорят в Рослесхозе.
Независимые эксперты оптимизма чиновника не разделяют. По мнению представителя «Гринпис России» Григория Куксина, объемы финансирования закупок Рослесхозом противопожарной техники и оборудования недостаточны. Ситуация усугубляется тем, что деньги выделяются на условиях софинансирования, но далеко не все регионы могут изыскать у себя средства в необходимых объемах. Следовательно, часть территорий останется менее защищенной от природных пожаров. Кроме того, сроки приобретения техники в этом году сорваны из-за позднего финансирования. «К началу пожароопасного сезона закупить уже не успевают», – подчеркивает Куксин.
Похоже, уроки прошлого аномального жаркого лета, когда значительная территория России оказалась во власти сильнейших природных пожаров, не пошли впрок. В прошлом году в 19 субъектах Федерации пострадали 199 населенных пунктов, сгорели 3,2 тыс. домов, погибли 62 человека. А в настоящее время, по данным Рослесхоза, в стране уже зафиксировано около 200 лесных пожаров. Наиболее напряженная ситуация сложилась в Сибири и на Урале. Всего за сутки удалось ликвидировать 283 лесных пожара, однако огонь уничтожил более 5 тыс. гектаров леса.
Еще одно слабое место в программе Рослесхоза, по мнению Куксина, – это утвержденная номенклатура закупаемой противопожарной техники. Упор сделан на тяжелых машинах – тракторах и бульдозерах. Потребность в них возникает при тушении крупных природных пожаров. Но, чтобы из случайной искры не разгорелось большое пламя, необходимо легкое переносное оборудование для борьбы с небольшими очагами возгорания.
Ошибкой Куксин считает и выбор производителей техники и оборудования для борьбы с лесными пожарами. Чиновники решили поддержать российские предприятия. Поэтому приоритет в расходовании бюджетных средств отдан закупкам отечественных образцов техники, которые отличаются от западных аналогов высокой ценой и низкой эффективностью.
«Лесное машиностроение в России за последние годы почти полностью разрушено», – согласен с коллегой координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Николай Шматков. Впрочем, здесь присутствует и другой фактор. В стране после 2006 года, когда вступил в силу новый Лесной кодекс, практически не осталось жизнеспособных предприятий, которые в состоянии тушить природные пожары, чем занимались в свое время лесхозы. Восстановить старую структуру за год-два физически невозможно, поэтому пока закупки противопожарной техники и оборудования – хоть российского, хоть зарубежного – практического смысла не имеют, считает Шматков.