Работники АвтоВАЗа совершенствуют мастерство автосборки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчерашний день премьер Владимир Путин провел в Тольятти на Волжском автозаводе. Глава правительства интересовался не только положением дел на флагмане российского автопрома, но и посетил съезд Союза машиностроителей России. За этой общественной организацией стоят около 3 млн. человек, которых Путин хотел бы видеть в составе Общероссийского народного фронта, о создании которого он объявил в начале мая.
Съезд Союза машиностроителей был в разгаре, когда в Тольятти прибыл Владимир Путин. Делегаты съезда с утра обсудили ситуацию в отрасли, пожаловались друг другу на сложную жизнь и воздали должное своему председателю Сергею Чемезову, полномочия которого на новый срок предстояло подтвердить. Полномочия подтвердили. Потом прервались на обед. И собрались снова.
А тем временем прибывший в Тольятти на вертолете премьер сразу отправился в сборочные цеха АвтоВАЗа, где ему подготовили для тест-драйва новую модель автомобиля «Лада Гранта». Эта машина стала реальным доказательством правильного расходования 65 млрд. бюджетных рублей, которые выделены за два последних года на спасение предприятия. Впечатлениями от вазовской новинки Путин поделился с рабочими. С некоторыми из них он встречался во время предыдущего посещения завода в разгар кризиса в марте 2009 года. Положение на предприятии тогда было отчаянное. Вся надежда была на вмешательство Путина и государственную помощь, благодаря которой в настоящее время АвтоВАЗ проводит реструктуризацию и модернизацию производства. Помимо «Гранты» завод планирует в ближайшие месяцы начать производство автомобилей на платформе «ВО» под брендами Lada, Renault и Nissan.
Премьер такими перспективами предприятия остался доволен. Рабочие испытывали схожие чувства. «Гранта», бесчисленное число раз проверенная и перепроверенная, чтобы не заглохла на треке, сияла свежей краской.
Сначала Путин попросил открыть багажник, который как назло заклинило. Однако спустя несколько секунд благодаря совместным усилиям Сергея Чемезова и директора АвтоВАЗа Игоря Комарова багажник открылся. После этого премьер сел на место водителя. Однако включить двигатель и сразу поехать не удалось. Виновной объявили новую электронную педаль газа. Но премьер быстро разобрался с новинкой и сделал пробный круг по экспериментальному треку на автополигоне АвтоВАЗа. Момент был подходящий для программных речей и лозунгов, но ораторский запал Путин приберег для трибуны съезда, делегатов которого предстояло убедить в необходимости вступать в Народный фронт, сделав его по факту – «общероссийским, широким и открытым». Именно таким видится новое общественное движение Путину.
Союз машиностроителей, созданный летом 2007 года, представляет интересы почти 3 млн. человек, занятых в реальном секторе экономики. На сегодняшний день в союз вступили около 700 ведущих предприятий машиностроения и смежных отраслей. В том числе кроме АвтоВАЗа в союзе оказались госкорпорации «Ростехнологии», «Рособоронэкспорт», Объединенная авиастроительная и Объединенная судостроительная корпорации, концерны «Тракторные заводы», «Ижмаш» и т.д.
Впрочем, прямых призывов вступать в новый Народный фронт от премьера не прозвучало. Эту миссию взял на себя Чемезов. Путин же акценты сделал на задачах отрасли в деле диверсификации российской экономики и снижения ее сырьевой зависимости. В ближайшие 10 лет, подчеркнул Путин, по объему ВВП Россия должна войти в пятерку ведущих экономических держав мира. Речь идет не о «гонке за процентами», а о качественном развитии, построенном на инновациях и росте эффективности производства.
Ради достижения этих целей премьер пообещал машиностроителям продолжить политику стимулирования рыночного спроса на отечественную продукцию, а также поддержку на внешних рынках. В итоге к 2020 году доля высокотехнологичной продукции должна быть доведена с нынешних 12% до 25–35%. Призыв к покорению таких вершин может показаться предвыборным лозунгом – особенно если вспомнить, что сегодня предприятия отрасли обновляют всего 1% оборудования в год.
Эксперты считают, что прорыв к высоким технологиям на всех направлениях маловероятен. Но отдельные отрасли все же обладают реальным потенциалом. Например, автопром, который играет роль драйвера развития технологий, современного производства и исследований и разработок. Отрасль является показателем индустриального статуса государства, говорит гендиректор «Совтрансавто» Владимир Тян. «На мой взгляд, отрасль за последние годы стала в нашей стране флагманом в сфере производства потребительской продукции. Состояние рынка в части ассортимента, качества обслуживания, инфраструктуры близко к европейскому. Ярким доказательством потенциала российского автопрома является то, что он одним из первых восстановился после кризиса», – отмечает эксперт. Тян считает, что к масштабной модернизации отрасль готова. Причем грамотное вмешательство государства способно ускорить процесс локализации производств, и тогда технологии придут к нам вместе с производством узлов и комплектующих. Однако речь идет об иностранных автопроизводителях, разместивших в России свои заводы. Что же касается собственно отечественных автозаводов, то, на взгляд Тяна, у них особых перспектив для роста нет. «Возможно развитие в рамках партнерства с западными компаниями на уровне конструкторских разработок, НИОКР и делегирования технологий, с разработкой на этой основе оригинальных моделей под российскими, старыми или новыми, брендами», – полагает эксперт.
Тольятти
Читайте также:
"ОНФ и вызов развития" - НГ