0
2479
Газета Экономика Интернет-версия

12.05.2011 00:00:00

Россию ждет стратегическое подорожание бензина

Тэги: нефть, бензин, цены, пошлина, экспорт


нефть, бензин, цены, пошлина, экспорт Отечественным нефтепереработчикам придется привыкать к конкуренции.
Фото с сайта Омского НПЗ

Проект «Стратегии-2020» поставил Владимира Путина перед сложным выбором: ликвидировать бюджетный дефицит за счет банкротства нерентабельной нефтепереработки или продолжить ее субсидирование за счет остальной экономики. Вчера авторы будущей «Стратегии-2020» объявили, что только отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты поможет стране выйти из затянувшегося отраслевого кризиса. На суд премьер-министра Владимира Путина пока предлагается три сценария, каждый из которых предполагает существенный рост цен на топливо внутри страны при одновременном внедрении механизмов компенсации выпадающих доходов бюджета. Весь вопрос только в сроках их реализации и тех самых компенсационных механизмах, определиться с которыми пока не могут даже сами реформаторы.

Напомним, что еще в конце марта разработчики «Стратегии-2020» предложили отменить все экспортные пошлины на нефть с одновременным увеличением налога на ее добычу. Такая реформа помогла бы наполнить казну и заодно отказаться от субсидирования нерентабельной нефтепереработки, которая является экономически бессмысленной в российских условиях. Сегодня тонна сырой нефти стоит дороже, чем все виды нефтепродуктов, которые способны произвести из нее отечественные нефтеперегонные заводы (НПЗ). Цены на углеводороды должны отражать реальную ценность ресурсов, а инновационное и энергосберегающее развитие немыслимо без рыночных цен на внутреннем рынке – уверены авторы стратегии (см. «НГ» от 01.04.11).

По данным аналитиков, вывозная таможенная пошлина на нефть в 2010 году принесла в бюджет 1,672 трлн. руб. (3,8% ВВП), экспортная пошлина на нефтепродукты – 603,8 млрд. руб. (1,4% ВВП). Соответственно НДПИ необходимо будет поднять как минимум на 5,2% ВВП. Правда, и у производителей нефти возникают дополнительные доходы с внешнего рынка – за счет отмены вывозной пошлины и с внутреннего – за счет роста внутренних цен. Однако последствия такой реформы выглядели страшновато: рост цен на бензин прогнозировался на 80%, дизтопливо – 60%, авиационный керосин – 40%, топочный мазут – 40%. А цены на ЖКХ, и без того немалые, должны вырасти не менее чем на 10–20%.

Вчера же эксперты попытались несколько смягчить свои прогнозы последствий отмены экспортных пошлин. Для этого они предложили на выбор три варианта «обрубания нефтеперерабатывающего хвоста». «Первый сценарий – наиболее неудобный и неприятный, при котором произойдет полное или частичное закрытие внутреннего рынка от иностранных нефтепереработчиков, дабы наши производители могли приспособиться к новым реалиям, – объясняет завлабораторией отраслевых рынков Института Гайдара Георгий Идрисов. – В этом случае цены на бензин в России повысятся к нынешнему уровню на 20% для населения и на 26% – для промышленных потребителей». При втором сценарии частично допускается проникновение иностранных производителей с одновременным усилением административного и антимонопольного регулирования. В этом случае рост цен на бензин составит около 11–12% для населения и 20% – для промышленности. И, наконец, третий вариант, самый привлекательный, по мнению аналитиков Института Гайдара, – создание конкурентной среды за счет допуска иностранных производителей, модернизация отечественных НПЗ и выравнивание цен с европейскими за минусом транспортных расходов. «В этом случае рост цен составит 8–9% и 25–26% для населения и промышленности соответственно, – поясняет Идрисов. – Правда, для безболезненной реализации третьего сценария потребуется 12 лет».

Как отметил глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, с экономической точки зрения ликвидация экспортных пошлин вполне оправданна. «Глубина переработки нефти на российских НПЗ составляет 71–73%, тогда как в развитых странах – 90–95% и даже в некоторых странах СНГ – порядка 80%, – пояснил он. – Существующие защитные меры в виде пошлин лишь консервируют технологическую отсталость».

В рамках реформы возможен отказ от взимания акцизов, снижение налога на прибыль, а также снижение страховых взносов, причем не до уровня в 26%, как предполагают сегодня власти, а до 22–24%, говорит руководитель направления Института Гайдара Сергей Дробышевский.

В свою очередь, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов выступил оппонентом предлагаемой отмены экспортных пошлин. «Я скорее противник этой меры, хотя и понимаю, что нормы Всемирной торговой организации (ВТО) рано или поздно заставят нас отказаться от пошлин, – уточнил он. – Однако это тот случай, когда чем позже, тем лучше. При этом отмену пошлин на светлые нефтепродукты можно только приветствовать, а все остальное – лучше оставить на потом┘»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1227
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3092
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2195
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1751

Другие новости