0
1443
Газета Экономика Интернет-версия

11.05.2011 00:00:00

Бензин надул инфляционные паруса

Тэги: бензин, кризис, цены


бензин, кризис, цены Эффект от повышения экспортных пошлин на бензин пока не заметен.
Фото РИА Новости

До конца мая Минэнерго внесет в правительство предложения по преодолению бензинового кризиса в стране. Соответствующее поручение на прошлой неделе дал премьер Владимир Путин. Однако арсенал средств борьбы с дефицитом автомобильного топлива на внутреннем рынке ограничен. В списке первоочередных мер – вновь разрешить реализацию в России бензинов стандарта Евро-2 (запрет был введен с января текущего года). Но этот вынужденный шаг назад вряд ли изменит ситуацию в целом. Дефицит и перманентный рост цен стали неотъемлемой частью российской модели топливного рынка.

Высокооктановый бензин в начале мая продолжил дорожать на спотовом рынке, сообщил вчера информационно-аналитический центр «Кортес». При этом почти повсеместно наблюдается повышенный спрос на автомобильное топливо. В итоге средние по России цены спотового рынка на 6 мая составили: на бензин «Нормаль-80» – 26,225 тыс. руб. за тонну (рост – 467 руб.), на бензин «Регуляр-92» – 29,286 тыс. руб. за тонну (рост – 339 руб.), на бензин «Премиум-95» – 29,419 тыс. руб. за тонну (рост – более 1,3 тыс. руб.).

Удорожание бензина происходит, несмотря на установленные с 1 мая повышенные вывозные пошлины, которые увеличены с 283,9 долл. до 408,3 долл. за тонну. По оценке Минэнерго, в результате этой меры на внутренний рынок в мае дополнительно поступит около 200 тыс. тонн высокооктановых бензинов.

Однако пока ожидаемого эффекта от правительственных инициатив не наблюдается. В ряде регионов за последние недели резко выросли цены на бензин, в других регионах возник дефицит автомобильного топлива. Генпрокуратура ранее заявила о ценовом сговоре на рынке нефтепродуктов. В свою очередь, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала очередную масштабную проверку нефтяных компаний. Что касается премьера Владимира Путина, то ему известны причины бензинового кризиса и конкретные виновные в нем. «Дело не в дефиците, дело – в сговоре. Они (нефтяные компании. – «НГ») договариваются между собой, тут же отдают небольшое количество (бензина. – «НГ»), тут же все скупают. И все – дело с концом», – заявил премьер 5 мая на заседании президиума правительства.

Как известно, сейчас в торгах топливом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) участвует восемь компаний: «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР, «Башнефть», «Русснефть» и «Альянс». Их руководству и адресовал претензии Путин. Независимые эксперты разделяют озабоченность премьера, однако сомневаются, что принимаемые меры (например, повышение вывозных пошлин) могут стабилизировать ценовую ситуацию. «В российском экспорте доля бензина незначительна – всего 8%. Соответственно принимаемые меры не окажут сильного влияния на ситуацию. Краткосрочно – на один-два месяца – повышение пошлин может сдержать рост цен на бензин. Но в целом проблему не решит. Нефтеперерабатывающие предприятия просто уменьшат долю производства бензина и повысят долю дизтоплива, на которое нет пошлин, или компании начнут «гнать» на экспорт больше сырой нефти», – говорит замгендиректора «Совтрансавто» Александр Кравцов. По его мнению, дефицит бензина в регионах в большей степени связан с политикой сбытовых компаний. Провал электронных биржевых торгов эксперт объясняет высокой монополизацией. Ведь лоты по 150 тыс. тонн нефти, которые выставляются на биржу, реально могут купить только «дочки» крупных нефтяных компании. «Формально это вроде бы биржевая торговля, на деле – фикция. Пока в России не появятся частные НПЗ и более мелкие нефтепроизводители, серьезно говорить о какой-либо конкуренции на российском рынке нефтепродуктов не приходится», – полагает Кравцов. Эксперты не исключают, что перманентный рост цен на бензин продолжится, и тогда осенью Аи-95 и Аи-98 могут стоить около 40 руб. за литр. По данным Росстата, апрельский рост цен на бензин разогнал инфляцию, которая с 25 апреля по 3 мая составила 0,2%, тогда как последние два месяца недельная инфляция не превышала 0,1%.

Впрочем, главный экономист «Тройки Диалога» Евгений Гавриленков считает, что из этой ситуации можно извлечь и некоторую пользу, поскольку дешевое топливо искажает потребительское поведение. Это касается и тех предприятий, у которых нет побудительных мотивов внедрять энергосберегающие технологии. Подорожавший бензин должен дать такие стимулы. Показатели инфляции ближайшие недели могут оказаться выше, однако это «разовый эффект», и в дальнейшем темпы роста потребительских цен вернутся к более скромным значениям, убежден Гавриленков.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2503
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3135
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2330
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4118

Другие новости