Российские министры выясняют причины дефицита бензина.
Фото с сайта правительства РФ
Премьер Владимир Путин напомнил российским нефтяным компаниям о необходимости стабильных поставок бензина и дизтоплива на внутренний рынок страны. Патриотизм нефтяников правительство надеется пробудить посредством увеличения с мая экспортных пошлин на нефтепродукты.
Вчерашнее заседание президиума правительства началось с обсуждения ситуации на топливном рынке России. Во многих регионах уже несколько дней ощущается дефицит автомобильного бензина. Попытки Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) навести порядок успехом пока не увенчались. К делу пришлось подключиться лично Владимиру Путину. Для премьера стало привычным ручное управление экономикой, когда в отдельных секторах накапливаются кризисные явления. Зимой он разбирался с причинами резкого роста цен на дизтопливо. Теперь очередь дошла до бензина, которого вдруг не стало на АЗС.
Отчитываться пришлось сначала замглавы Минэнерго Сергею Кудряшову, который начал с хороших новостей: мониторинг показал, что с дизтопливом и авиакеросином проблем в стране нет. Для миллионов российских водителей, которые ездят на автомобилях с бензиновыми двигателями, это заявление министра служит слабым утешением. Между тем, признал Кудряшов, на заправках странным образом пропал именно высокооктановый бензин. Причин тому несколько. В былые времена нефтяные компании, имеющие вертикально интегрированную структуру, заподозрили бы во вредительстве. Ведь это они, по словам Кудряшова, за последнее время на 67% увеличили объемы экспорта нефтепродуктов. Некоторые компании сейчас придерживают автомобильное топливо на базах хранения в ожидании скорого роста цен. Большинство до сих пор не участвует в биржевых торгах. В результате спрос на бензин на бирже существенно превышает его предложение.
Упоминание Кудряшова о базах хранения, где горючее якобы в избытке, особенно заинтересовало Путина. Развить тему он предложил замглавы ФАС Андрею Цариковскому, который нарисовал не менее удручающую картину: независимых поставщиков бензина притесняют все те же вертикально интегрированные компании, отказывая удовлетворять их заявки. В высшей степени подозрительными кажутся Цариковскому и отдельные крупные биржевые сделки, которые совершаются фиктивно. Бензин приобретается не для реализации, а для спекуляции. Получается, что такой рыночный механизм, как биржа, оказался не способен влиять на установление справедливых внутренних цен на бензин.
Сергей Кудряшов дополнил удручающую картину. Одна из причин дефицита бензина на АЗС – остановка нескольких российских НПЗ на модернизацию. Заниматься этим компании обязаны из-за принятия нового техрегламента, определившего с 1 января 2011 года окончательный переход на выпуск автомобильного топлива, соответствующего стандарту Евро-3. Белоруссия и Казахстан из Евро-3 еще не сделали культа, поэтому не подлежащий теперь реализации на российском рынке российский же бензин беспошлинно утекает туда.
Премьер потребовал разобраться с планами реконструкций всех российских НПЗ, установив очередность. Однако главным средством борьбы с дефицитом станет повышение с 1 мая экспортных пошлин. Срок подготовки проекта документа – до конца четверга. Помимо этого Минфину и Минэнерго велено определить источники компенсации нефтяным компаниям выпадающих доходов. Это может быть сделано за счет снижения НДПИ или акцизов.