Источник: расчеты ИЭА по данным В.А.Бессонова
Кризис в России преодолен, заявило руководство Федеральной налоговой службы (ФНС) в минувшую среду. С января по март налоговики перечислили в бюджет доходов на 37% больше, чем в докризисном 2008 году, и в полтора раза больше, чем в кризисном 2009-м. Но часть экспертов уверена, что говорить о выходе из кризиса рано: в 2011 году в экономике отмечается падение инвестиций и снижение ВВП.
«Налоги – отражение фактической ситуации в экономике. Их рост свидетельствует о выходе российской экономики из кризиса», – заявил глава ФНС Михаил Мишустин. Поступления в бюджет растут: отчисления налога на прибыль за год выросли на 45%, сборы акцизов – на 24,9%, налоги на имущество дали прирост на 19,4%, сборы налога на добавленную стоимость (НДС) выросли почти на 6%.
И к тому же на 11% выросли сборы налога на доходы населения. Хотя после увеличения в 2011 году социальных выплат работодателей с 26 до 34% многие эксперты пугали, что бизнес снова начнет выплачивать зарплаты в конвертах. «Все данные говорят о том, что бизнес не ушел в тень», – уверен Мишустин.
Между тем некоторые эксперты приводят совершенно другие данные. В стране второй месяц продолжается экономический спад, считает бывший экономический советник президента и руководитель Института экономического анализа (ИЭА) Андрей Илларионов. «Он (спад. – «НГ») начался в феврале 2011 года, когда месячный ВВП снизился с учетом сезонного и календарного сглаживания на 0,3% и продолжился в марте, когда он снизился еще на 0,6%», – отмечает Илларионов. «Особенностью начавшегося спада является разнонаправленная динамика важнейших компонентов ВВП, – отмечает Илларионов. – В то время как экспорт, импорт, розничный товарооборот продолжают расти, причем экспорт и импорт – рекордными темпами, сокращаются объемы промышленного производства, инвестиций, реальных доходов населения. Размеры инвестиций падают четвертый месяц подряд, их кумулятивное снижение относительно уровня ноября 2010 года достигло 11,9%». В расчетах Илларионов ссылается на данные завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимира Бессонова.
Правда, сам Бессонов, на которого ссылается Илларионов, не разделяет вывода о «втором месяце экономического спада» и о «бегстве отечественных инвестиций». «Мы уже около 20 лет рассчитываем и публикуем собственные помесячные индексы для инвестиций и промышленного производства. Эти индексы с устраненной сезонностью, как правило, довольно точно описывают краткосрочные экономические тенденции. Однако промышленный индекс января – из-за неопределенной продолжительности праздников – достоверно оценить невозможно. Да и индекс марта – последнего месяца, для которого есть данные Росстата, – также может быть скорректирован. Именно поэтому для вывода о спаде или о подъеме – просто недостаточно данных», – отмечает он. Индекс инвестиций также отличается большим разбросом данных, и сводка за каждый новый месяц может радикально изменить всю картину. «Я советую не верить каким-либо окончательным выводам о тенденциях в инвестициях, которые сделаны на основании данных за последние полгода», – говорит Бессонов.
Рост сбора налогов в основном объясняется высокой инфляцией, считает консультант компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Андрей Чернявский. «Ведь чем выше цены, тем больше доход предприятий в абсолютном измерении, поэтому они и могут заплатить больше налогов, – отмечает он. – Возросшая прибыльность предприятий позволяет заплатить и работникам немного больше, поэтому растут и сборы подоходного налога». Таким образом, получается, что рост налоговых поступлений напрямую не свидетельствует о выходе экономики из кризиса. А снижение инвестиций свидетельствует о том, что рост нашей экономики неустойчив и целиком зависит от конъюнктурных факторов, поясняет аналитик.
«Тот факт, что сборы налога на прибыль не падают, несмотря на увеличение ставки с 26 до 34%, объясняется техническими причинами, – продолжает Чернявский. – В первом квартале 2011 года компании исчисляли ежемесячный авансовый платеж по налогу, исходя из сумм, уплаченных в четвертом квартале 2010-го (тогда еще действовала прежняя ставка). В дальнейшем сборы этого налога будут падать, так как бизнес действительно уходит в тень: зарплаты опять становятся «серыми», а некоторые предприятия меняют свою «прописку» на Казахстан – партнера России по Таможенному союзу».
Управляющий активами компании БКС Николай Солабуто считает, что ярко выраженного перехода бизнеса в тень пока не произошло. «Но очень большое фискальное давление на бизнес сохраняется», – говорит он. Говорить о спаде в экономике пока преждевременно, но и оптимизма статистика не внушает, рассуждает директор департамента компании Penny Lane Realty Роман Строилов.