Представители ритейлеров говорят, что не нарушают законодательства и чувствуют себя вполне комфортно. Фото PhotoXPress.ru
Ввести торговлю в рамки нового законодательства пока не получается. По мнению производителей и поставщиков, серьезных изменений на рынке не произошло и навязывание услуг в торговых сетях по-прежнему процветает. Торговые сети, аппетиты которых должен был ограничить закон о госрегулировании торговой деятельности, чувствуют себя весьма комфортно. Даже грозные предупреждения, периодически раздающиеся из антимонопольного ведомства, пока не пугают владельцев сетей.
«Работа по внесению поправок в Закон «О торговле» ведется полным ходом, и уже к концу мая пакет наших предложений будет вынесен на рассмотрение рабочей группы», – заявил вчера на бизнес-встрече, организованной налоговым комитетом Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), глава департамента госрегулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов.
Глава управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев пояснил, что есть несколько расхождений по пунктам закона между ведомствами – ФАС, Минпромторгом, Минэкономразвития и Минсельхозом, однако эти расхождения не принципиальны. При этом нарушителям, по его словам, успокаиваться не стоит. С точки зрения чиновников, ситуация, хотя и не без шероховатостей, складывается вполне благоприятная. С таким выводом, разумеется, соглашаются представители торговли, но против него и активно протестуют производители и эксперты.
«Вступление в силу Закона «О торговле» привело к ожидаемым изменениям контрактных взаимоотношений с поставщиками, и в компании «Метро Кэш энд Керри» была вовремя и в полном объеме проделана вся подготовительная работа для того, чтобы наши договоры поставки соответствовали действующим юридическим нормам, – пояснила «НГ» руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям компании Оксана Токарева. – У компании около 4 тысяч поставщиков, и, безусловно, понадобились время и усилия для того, чтобы изменить договоры. И в этой связи не возникло конфликтов – как внутренних, так и внешних: законодательно был определен достаточный период времени, в течение которого необходимо было изменить существующие на тот момент схемы работы. Условия договоров поставки, заключаемых МЕТРО со своими поставщиками, соответствуют требованиям и нормам Закона «О торговле». Равно как и предыдущие, то есть действующие до вступления закона в силу, договоры поставки соответствовали актуальному на тот момент законодательству. Федеральной антимонопольной службой, в частности, этот факт не подвергался сомнению».
Между тем эксперты считают, что нынешнее положение дел далеко от идеала. «На мой взгляд, новый Закон «О торговле» – очень негативное для российской розницы событие, – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. – Что касается взаимоотношений производителей и сетей, то они, по сути, не изменились, а просто поменялся порядок оформления документов, так как бонус сейчас возможен только один в размере 10%. Фактически же просто поставщик снижает цену и платит максимальный бонус, а наценка остается такой же».
«Ситуация за год если и изменилась, то очень незначительно, – пояснил в беседе с «НГ» один из представителей бизнеса, пожелавший остаться неназванным. – Взять хотя бы реализацию прессы и размер платы «за вхождение». Лишь для того чтобы присутствовать на полках в большинстве наших торговых сетей, необходимо выложить круглую сумму: для ежедневного издания – около 300 тысяч рублей в месяц, для «глянца» – на 100–200 тысяч рублей больше. При этом оплата этих навязанных услуг никак не связана с объемами продаж. Фактически поставщику выдвигают ультиматум: вы или подписываете договор, в котором куча «дополнительных» услуг, и соглашаетесь на все условия, либо не подписываете┘»
По мнению эксперта департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Петра Клюева, новое торговое законодательство не решило проблему навязывания дополнительных услуг со стороны торговых сетей. «Законодательно бонусы ритейлерам ограничены, но на практике крупные компании договариваются с производителями и поставщиками об увеличении размера бонуса. Часто отпускные цены формируются с учетом торговой надбавки, ритейлеры предлагают поставщикам оплачивать дополнительные маркетинговые услуги». Идея и главная цель Закона «О торговле» заключались в том, чтобы сделать механизм ценообразования понятным, уравнять силы производителей, поставщиков и ритейлеров, продолжает аналитик. Однако этого сделать пока не удалось. Возможность ритейлеров навязывать поставщикам свои условия фактически сохранилась.
К тому же и бояться нарушителям законодательства пока особо нечего. «Крупных штрафов по нарушению нового Закона «О торговле» пока не было, – отмечает Клюев. – Поправки в административное законодательство, предусматривающие санкции за его нарушение, вступили в силу только в этом году. Ранее ФАС по новому закону могла фиксировать нарушения, но не накладывать штрафы. А заводить дела ФАС могла только по Закону «О защите конкуренции».