Технологии морской добычи очень интересуют российских газовиков и нефтяников.
Фото Reuters
Российский премьер Владимир Путин совершает рабочие визиты в Данию и Швецию. Одной из главных тем состоявшихся в Копенгагене переговоров стало двустороннее энергосотрудничество. Российские компании заинтересованы в приобретении у датчан современных технологий круглогодичного бурения скважин на шельфе арктических морей. Эксперты считают выбор не самым удачным, поскольку соседняя Норвегия располагает более совершенными технологиями.
Визит Путина начался со встречи с датским премьером Ларсом Леке Расмуссеном, а завершился приемом у королевы Дании Маргреты II. В Копенгагене тенью премьера стал глава «Газпрома» Алексей Миллер. Сам факт его присутствия в Копенгагене служил наглядным подтверждением крепости российско-датского сотрудничества в сфере энергетики. В свое время именно Дания, первая из балтийских стран, санкционировала строительство в своих водах газопровода Nord Stream.
Датская национальная энергокомпания DONG Naturgas A/S ранее заключила с «Газпромом» контракт на поставку по Nord Stream до 2 млрд. кубометров газа в год в период до 2030 года. При этом существует возможность увеличить объемы закупок до 3 млрд. кубометров в год, правда, пока не подтвержденная датскими партнерами. Кроме того, компании ведут переговоры о контракте на поставку газа в Великобританию, обсуждают перспективы сотрудничества в области электроэнергетики и сжиженного природного газа (СПГ). Одним из итогов визита Путина в Копенгаген стало подписание меморандума о намерениях между «Газпром экспорт», Gazprom marketing and Trading Ltd и DONG Naturgas A/S.
Логическим продолжением российско-датского диалога по нефтегазовой тематике стало вчерашнее посещение Путиным штаб-квартиры A.P. Moller-Maersk Group. В данном случае премьер хлопотал за «Газпром» и «Газпромнефть», интересующихся технологиями круглогодичного бурения скважин в северных морях, которыми обладает эта компания. Стороны планируют создать совместные экспертные группы, которые займутся детальной проработкой направлений сотрудничества. Кроме того, Moller-Maersk считается одним из мировых лидеров на рынке контейнерных перевозок. Это обстоятельство делает перспективным сотрудничество компании с российским Минтрансом.
В общей сложности вчера было подписано более десяти различных документов. Однако эксперты считают, что не следует оценивать итоги визита только по этому показателю. Меморандумы, соглашения и переговоры в целом носят рутинный характер. Так, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин недоумевает, зачем к переговорам «Газпрома» понадобилось подключать премьера. «Разве что затем, чтобы сделать рабочий визит более весомым», – предположил Крутихин. В то же время Крутихин не уверен, что датчане добились больших успехов в технологиях добычи, чем их соседи из Норвегии.