Для газовой монополии рост цен на 2012 год совсем не гарантирован.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В 2012 году российские госмонополии могут лишиться тарифных сверхдоходов. На прошлой неделе премьер Владимир Путин предложил оценить последствия пересмотра тарифной политики, при которой цены на услуги монополий будут расти в среднем на 5–6% – то есть ниже запланированной инфляции. Эксперты уверены, что у монополий есть резервы для снижения издержек, которые были накоплены за годы «тарифного рая».
Параметры тарифов на услуги естественных монополий – электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки – заложены чуть выше, чем темпы инфляции, пояснил Путин на заседании. «Эти расчеты сейчас предлагается взять за основу, – пояснил он. – Но считаю необходимым дать поручение Минэкономразвития – совместно с нашими отраслевыми министерствами и корпорациями.
Совместно с Министерством финансов продолжить эту работу и просчитать вариант, при котором темпы роста тарифов не будут превышать уровня запланированной инфляции, то есть в среднем это 5–6%».
Срок исполнения поручения премьер определил в полтора месяца. «Инфраструктурную базу страны нужно кардинально обновлять и развивать, сомнений нет, – уточнил премьер. – И в тарифе должны быть заложены финансовые источники для обновления. Вместе с тем рост тарифов не должен подавлять общую экономическую активность в стране, создавать проблемы для промышленности, малого, среднего бизнеса».
Между тем растущие тарифы помогают российским компаниям улучшать собственную отчетность. На днях «Газпром» вошел в тройку самых прибыльных компаний мира по версии журнала Forbes. С прибылью по итогам прошлого года на уровне 25,7 млрд. долл. газовый монополист занял третье место в списке, пропустив вперед только американскую Exxon Mobil (30,5 млрд. долл.) и швейцарскую Nestle (36,7 млрд. долл.).
По мнению экспертов, столь высокую позицию в мировом рейтинге «Газпрому» помогли обеспечить именно растущие цены внутри страны. Однако многие экономисты указывают на негативные последствия тарифной накачки монополий. «Реальные потребности газовой отрасли в инвестициях могут быть покрыты за счет существенно меньшего роста тарифов на газ, – утверждает гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян. – Если мы не можем найти механизмы прямой эффективной государственной поддержки промышленности, тогда необходимо работать с издержками предприятий: через низкие цены на газ для энергетики и соответственно низкие цены на электроэнергию для промышленности».
В свою очередь, один из участников работы над «Стратегией-2020» профессор кафедры энергетических рынков Высшей школы экономики Владимир Уланов отмечает, что «Газпром» вовлек в свою орбиту множество «дочек», формально не подпадающих под определение естественных монополий. И эта схема не позволяет наладить эффективный контроль за издержками.
«У «Газпрома» невысокая информационная прозрачность. Анализ затрат и результатов затруднен количеством дочерних и аффилированных структур, наличием непрофильных активов, перекрестным субсидированием, непрозрачностью инвестиционных решений и т.д. При этом с ростом цен и тарифов на продукцию и услуги «Газпрома» эффективность его работы не повышается, отношение капитализации к запасам отстает от аналогичных показателей зарубежных конкурентов, такая же ситуация с производительностью труда, удельными нормами расходования ресурсов», – отмечает Уланов в своих предложениях к «Стратегии-2020».
В газовой отрасли за 2000–2008 годы добыча выросла в среднем на 1,3% в год, а добавленная стоимость увеличилась лишь на 0,2%. Для сравнения: ВВП в целом вырос за этот период на 82% (по 6,9% год), добыча нефти – на 60%, а добавленная стоимость в нефтяной отрасли – на 59%, пишет руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Монополисты то и дело уличаются в непрофильном или нецелевом расходовании средств. А иногда они вообще скрывают детали своих расходов. Впрочем, слабость монополий к непрофильным тратам общеизвестна. Еще в октябре 2008 года СМИ были переполнены сообщениями о том, что «Газпром» готов потратить более 338 тыс. руб. для покупки «оборудования для конюшни» в виде солярия «со встроенными тепловыми душами и элементами для шеи». «Да и сегодня мало что изменилось, – считает партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин. – На балансе остаются футбольные и хоккейные клубы. Спросите у жителей поселений, куда еще не проведен газ, что они хотят – топлива или престижа для футбольных и хоккейных клубов».