Глава правительства рад встрече с предпринимателями.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера премьер Владимир Путин держал совет с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Встреча не принесла ничего принципиально нового. Глава правительства все важные заявления, касающиеся настоящего и будущего экономики, сделал накануне, отчитываясь перед Госдумой. А президент РСПП Александр Шохин подробно рассказал о надеждах бизнеса с трибуны Недели российского бизнеса накануне встречи с Путиным.
Выступление Владимира Путина на встрече с лидерами РСПП представляло собой конспект пространного отчета на Охотном Ряду. Депутатов приходилось убеждать лозунгами и фактами в эффективности социально-экономической политики. Пришедших вчера в Белый дом вместе с Александром Шохиным президента Альфа банка Петра Авена, гендиректора «Северстали» Алексея Мордашова, главу «Онэксима» Михаила Прохорова и других капитанов российского бизнеса агитацией не проймешь. Поэтому вступительную речь премьер свел к ряду тезисов.
Первый – подтвердил приоритет решения задачи двукратного повышения производительности труда в России. Указал путь – модернизировать производство, менять качество рынка труда, создавая современные, высокооплачиваемые рабочие места. Гарантировал господдержку в виде 2 млрд. руб., предназначенных в текущем году на профобучение.
Второй – условия и охрана труда. «Важнейший вопрос. Мы с вами помним, что на этом нельзя экономить», – подчеркнул Путин. По его словам, будет определен перечень обязательных мероприятий по охране труда, который предприниматели должны финансировать.
Третий – принятие современных экологических стандартов. Премьер признал, что это потребует огромных капиталовложений. Чтобы они не были разорительны для бизнеса, переход на новые стандарты экологической безопасности пройдет без «резких движений».
Четвертый – продолжение работы над дальнейшей либерализацией экономики. Именно в этом контексте Путин призвал оценивать работу над основами национальной контрактной системы. «Государство должно постепенно снижать прямое участие в экономике, освобождая пространство для частной инициативы», – сказал премьер.
Пятый – актив РСПП получил гарантии, что надежды российского бизнес-сообщества на снижение ставок страховых взносов и в целом фискального бремени рано и или поздно оправдаются. Правительство чуть не ежедневно обсуждает этот вопрос, пытаясь исправить собственные ошибки. В качестве утешения Путин напомнил бизнесменам, что налоговая нагрузка в России сейчас ниже, чем в других странах. Однако эти страны – с развитыми экономиками, а нашей еще только надо развиваться, философски заметил премьер. И все-таки премьер пообещал предпринимателям налоговые послабления, чтобы они смогли «нарастить мускулы».
Шохин не стал оспаривать тот очевидный факт, что снижение налогового бремени способствовало бы наращиванию бицепсов и укреплению пресса. Но не только высокие налоги угнетают бизнес. Состояние делового климата в России, по словам главы РСПП, «далеко не идеально». И это вопреки положительной оценке партнерства государства и бизнеса. Любопытно, что Шохин фактически пощадил самолюбие премьера, не став акцентировать внимание на некоторых тезисах своего выступления на Неделе российского бизнеса. В частности, на том, что в международных рейтингах конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Россия занимает последние строчки. «Россия падает в международных рейтингах конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В лучшем случае наши позиции не меняются», – заявил Шохин накануне встречи с Путиным.
Однако вывод о том, что мы проигрываем конкуренцию за инвестиции даже партнерам по Таможенному союзу, прозвучал. В пример был приведен Казахстан, где уровень защищенности инвестиций значимо выше, чем в России. Неудивительно, что за последние месяцы несколько сот предприятий сменили российское «гражданство» на казахское.
С путинской оценкой якобы не столь высокой налоговой нагрузки глава РСПП согласился – но лишь отчасти. Налоги у нас вроде как ниже, но дьявола Шохин нашел в деталях. Российскому бизнесу власти даровали множество налоговых льгот, но выбрать их все предприятия физически не могут. Права на льготы надо бесконечно долго доказывать в бюрократических инстанциях, а доказав и получив, готовиться к усилению административного прессинга в виде дополнительных проверок.