Позиция рубля по отношению к иностранной валюте непоколебима, считают в Минфине.
Фото Reuters
Глава Минфина обещает стабильный курс рубля на ближайшие два-три года и одновременно ожидает падения нефтяных цен до 60 долл. за баррель. Такое парадоксальное сочетание противоречивых прогнозов эксперты объясняют просто: глава Минфина начал словесные интервенции в преддверии выборов. Адресат интервенций – правящий тандем, который стремится нарастить социальные обязательства перед электоратом. Логика Минфина проста: дешевеющая нефть приведет к ослаблению рубля, государство будет вынуждено искусственно поддерживать курс на стабильном уровне за счет золотовалютных резервов, которые сейчас – при высоких ценах на нефть – самое время накапливать. Тем самым из цепочки бюджетных доходов и расходов изымаются нежелательные предвыборные траты.
Глава Минфина Алексей Кудрин придумал новый парадокс – стабильный рубль при дешевеющей нефти. В интервью телеканалу Russia Today Кудрин заявил вчера, что в течение ближайших двух-трех лет рубль будет стабильной валютой. Сейчас в условиях высоких нефтяных цен идет небольшое укрепление национальной валюты. Это укрепление запускает обратный механизм: рост импорта и отток средств из РФ. «Поэтому высокая цена на нефть в конечном итоге приводит к какой-то сбалансированности через увеличение импорта, рубль стабилизируется», – объяснил министр.
При этом в Минфине считают, что стабильный рубль не пошатнут даже некоторые колебания нефтяных цен. И такое убеждение выглядит более чем странно. Особенно если учесть, что несколькими днями ранее глава Минфина подтвердил свой прогноз относительно нефтяных цен: в ближайшие два года цена на нефть снизится до 60 долл. за баррель и продержится на этом уровне полгода.
Особую пикантность столь противоречивым нефтяным и валютным прогнозам Кудрина добавляет еще одно его заявление. Бюджетный дефицит может обнулиться в 2012 году только при цене на нефть свыше 120 долл. за баррель. Но Минфин вовсе не рассчитывает на столь высокие нефтяные цены в следующем году, он придерживается иного плана: сократить дефицит бюджета постепенно – к 2015 году. «Та цель, которую я ставлю, – это нулевой дефицит в среднесрочном периоде при цене 90 долларов за баррель», – цитируют министра информагентства.
Как в эти планы укладываются озвученные 60 долл. за баррель, не совсем ясно. Не ясно и другое: как при дешевеющем сырье, которое тут же повлечет за собой ослабление рубля, Минфин планирует обеспечивать стабильность национальной валюты?
Независимые эксперты не исключают, что в парадоксальных заявлениях Кудрина проглядывает банальная установка: «На фоне роста предвыборных социальных обещаний участников правящего тандема Минфин крайне обеспокоен нарастающими расходами, которые в случае негативного развития событий на сырьевом рынке будут невыполнимы, – замечает начальник казначейства СДМ-Банка Эдуард Лушин. – Данные высказывания можно считать словесными интервенциями министра, который всегда достаточно консервативен в прогнозе будущих доходов бюджета».
Другими словами, основной посыл выступлений Кудрина состоит в том, что властям не стоит впадать в нефтяную эйфорию. И в таком контексте вполне уместен разговор о стабильном курсе рубля. Последствия нефтяных колебаний можно смягчить за счет накопленных золотовалютных резервов, которые направят на искусственное поддержание стабильности национальной валюты. И сейчас как раз самое время пополнять резервы за счет высоких нефтяных цен. Тем самым излишнее наращивание социальных обязательств снова изымается из цепочки бюджетных доходов и расходов.
В целом эксперты соглашаются, что если нефтяной прогноз Кудрина действительно оправдается, то не только рубль неизбежно поползет вниз, но и вся экономика РФ рискует оказаться в опасной ситуации. «Цена в 60 долларов за баррель через три года будет означать абсолютную катастрофу. Инфляция в нынешних условиях российской экономики неминуема и в ближайшие три года в совокупности составит не менее 15%. О каком стабильном курсе может идти речь, если рубль обесценится? Это означало бы, что уровень жизни в нашей стране станет еще хуже», – полагает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.
Российская экономика, добавляет Лушин, по-прежнему крайне зависима от колебаний цен на сырьевые товары. «Естественной реакцией на резкое падение цен на сырье будет усиление оттока капитала из страны. Соответственно вырастет давление на рубль, что приведет к ослаблению национальной денежной единицы», – указывает эксперт. «Для поддержания стабильного курса рубля в любом случае потребуются солидные запасы золотовалютного резерва, – продолжает начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка Иван Фоменко. – При текущих высоких ценах на нефть будет несложно наращивать резервы, но, какими бы они большими ни были к тому моменту, когда рубль начнет дешеветь, надолго их вряд ли хватит».
В то же время некоторые эксперты обращают внимание на то, что словесные интервенции Кудрина вряд ли ощутимо повлияют на курсообразование в стране. «Центробанк РФ формально независим от исполнительной власти и от министра финансов. И удержание рубля на стабильном уровне не входит в планы Банка России, который неоднократно отмечал необходимость перехода к свободному курсу рубля. Ведь мировой опыт доказал, что искусственное сдерживание национальной валюты приводит к бессмысленной трате накопленных резервов и потом к еще более болезненной девальвации денежной единицы», – отмечает Лушин.
Прозвучали со стороны экспертов и более сдержанные оценки заявлений Кудрина. «Снижение цены на нефть до 60 долларов за баррель даже на незначительный промежуток времени не оставит равнодушным курс рубля. Однако кардинального изменения с рублем не произойдет, ни о каком резком снижении, которое потребует проводить масштабные интервенции за счет резервов, речи нет», – считает директор Казначейства Евразийского банка развития Сергей Елагин.