Владимир Васильев («ЛУКОЙЛ»), Андрей Макаров (бюджетный комитет Госдумы) и Андрей Сухов (Нефтяной совещательный форум) защищают интересы предпринимателей на Неделе российского бизнеса.
Фото РИА Новости
Российский бизнес встревожен дефицитом кредитных ресурсов, необходимых для программ модернизации и технического перевооружения предприятий. Потребность в инвестициях для обновления основных фондов оценивается в десятки триллионов рублей. На конференции «Финансовая система России: растущие возможности или новые риски», состоявшейся вчера в рамках ежегодной Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), участники пришли к обескураживающему выводу – отечественная банковская система не способна удовлетворить запросы реального сектора экономики.
Российский бизнес обеспокоен инициативами правительства в неналоговой сфере, связанными с дополнительным изъятием средств из экономики, заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. «Налоговое направление не единственное, которое волнует бизнес-сообщество», – сказал Шохин, выступая на форуме Недели российского бизнеса, организованном РСПП. По словам Шохина, бизнесмены обеспокоены информацией о возможном увеличении экологических платежей, природоохранных штрафов, а также возможными изменениями административных антимонопольных санкций.
Кроме того, по его словам, бизнес тревожат инициативы Минфина по контролю трансфертного ценообразования. По словам Шохина, бизнесмены опасаются, что эти инициативы будут связаны с дополнительным изъятием из экономики ресурсов. Впрочем, тут же оговорился глава РСПП, задача форума – не столько давать ответы, сколько ставить вопросы, которые можно будет донести до премьера Владимира Путина, встреча с которым намечена на 21 апреля.
Между тем исполнительный директор РСПП Александр Мурычев убежден, что сейчас в стране ярко выраженный дефицит именно инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации проектов модернизации экономики. Бизнес может рассчитывать лишь на поддержку институтов и банков развития, которые могут удовлетворить лишь малую долю потребности. В подтверждение правоты своих слов Мурычев привел факты: в России стоимость основных фондов достигает 100 трлн. руб. Из них примерно половина нуждается в радикальном обновлении, а в ряде секторов экономики этот показатель достигает 70%. Вдобавок рентабельность отечественной экономики ограничена 7%, тогда как до кризиса была 9%. Еще один сдерживающий момент – высокая инфляция. До тех пор, пока российская экономика не выйдет на уровень роста потребительских цен в 2–3% в год, о благоприятном инвестиционном климате не может быть речи, пришел к неутешительному выводу Мурычев.
В свою очередь, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян не согласен с тезисом, что кризис остался в прошлом. По его мнению, кризис в российской экономике начался задолго до 2008 года и все еще продолжается. «До 2008 года ВВП России рос на 7–8% в год. А основные фонды при этом продолжали стареть. Разве это не кризис?» – задал, по сути, риторический вопрос банкир. Он считает, что основной проблемой было и остается отсутствие доступных для бизнеса кредитных ресурсов. Тосунян также отметил, что сегодняшняя политика государства в сфере тарифов естественных монополий не стимулирует инвестиции в реальную экономику. «Тарифная политика должна бы сдерживать инфляцию. А в нашей стране она превратилась в какое-то безумие, убивающее средний бизнес», – подчеркнул банкир. Тенденция концентрации активов в банковской системе также беспокоит Тосуняна. По его данным, 10 лет назад первая пятерка крупнейших российских банков обладала 41% активов, а в настоящий момент ей принадлежит уже 47%.
На конференции РСПП прозвучала озабоченность неравными возможностями, которыми обладают коммерческие банки и банки с государственным участием. Последние получают господдержку, благодаря которой наращивают свои кредитные портфели. Отсюда и высокая эффективность. В частности, по итогам 2010 года банки России заработали свыше 500 млрд. руб. До 70% этой прибыли досталось именно банкам с госучастием. Однако они погоды для всех банков не делают. До 2008 года банковская система показывала рекордно высокие темпы роста от 30 до 50% в год, теперь – не более 15%.
Посткризисное восстановление банковской системы идет медленно. Однако причина не только внутри, но и вовне, убеждена главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Подводя своеобразный итог дискуссии на эту тему, она заявила, что банки не смогут вернуться на докризисные темпы развития, пока рост экономики ограничен 3–4% в год. Если прогноз Минэкономразвития верен, то ближайшие несколько лет банковскую систему России ждут трудные времена.